Главная Культура 00:21 07 Октября 2014 3149
«Таганка» имени Любимова

Завтра в Москве хоронят Юрия Петровича Любимова - патриарха, основателя самого мятежного театра советской эпохи

Виктория Пешкова

На 60-летии Мастера самый неординарный из его артистов пропел: «Тебе когда-то перевалит за сто, / И мы споем: «Спасибо, что живой!» Тогда, в 1977-м, шел золотой век «Таганки», театр цвел так буйно и пышно, что невозможное казалось не просто реальным, но — неотвратимо обязательным. Жизнь распорядилась так, что заветное пророчество не исполнили ни тот, кто пророчил, ни тот, кому. И фундамент той не отпускающей нас эпохи лишился еще одного из своих краеугольных камней.

Юрий Петрович считал себя счастливчиком. Сын посаженного в тюрьму купца, сам он репрессий избежал. В Финскую войну, где потери наших войск были ужасающими, отделался лишь обморожением. В Великую Отечественную с Ансамблем песни и пляски войск НКВД не раз выступал на передовой, но это все-таки была не пехота, где жизнь так мало стоила. Судьба берегла его для театра, которому Любимов отдал 80 лет из отпущенных 97.

Его жизнь в театре можно назвать хроникой пикирующего бомбардировщика. Противостояние властям предержащим, видимо, было предопределено с самого начала. В 17 лет он дебютировал в «Мольбе о жизни» — спектакле легендарно-трагического МХАТа 2-го, который всего через два года ликвидируют специальным постановлением ЦК как «не оправдывающий своего названия и на деле являющийся посредственным театром».

Потом была счастливая учеба в училище имени Щукина и не менее счастливое существование в Вахтанговском, где он играл Ромео, Сирано де Бержерака, Треплева, Моцарта. Кого еще он мог сыграть? Щедрую руку фортуны Любимов отклонил, впав в режиссуру как в некое священное безумие. Но та еще раз явила милость своему избраннику — в 47 лет он получил театр, став по советским меркам до неприличия молодым худруком. Открывшуюся перед ним дорогу усыпали розами друзья и враги, и чем больше становилось цветов, тем больней было по ним идти.

«Таганка» была, остается и пребудет в истории отечественного театра явлением уникальным. Тем непоправимей ее трагедия. Огонь и воду Любимов преодолевал с завидным мужеством. Началом конца стал рев медных труб, начавший раздаваться задолго до рокового интервью лондонской «Таймс». Имел ли на него право человек, которого на родине ждали люди, заплатившие высокую цену за право быть его единомышленниками, и зрители, приходившие в его театр за глотком свежего ветра? Однозначного ответа на этот вопрос, по всей видимости, не существует.

Вот что сказал по этому поводу художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас:

— Любимов — фигура космического масштаба. К человеку, наделенному таким острым чувством времени, такой бескомпромиссностью, нельзя, невозможно подходить с обычными мерками. Это как раз тот случай, когда, следуя пушкинскому завету, судить художника можно только «по законам, им самим над собою поставленным». Не оставайся он собой — не было бы «Гамлета», «Антимиров», «Павших и живых». Портрет немыслим без светотени, и чем ярче свет, тем глубже тени. И возможно, трагедия «Таганки», как и личная трагедия Любимова, не в том, как и почему он уехал, а в том, что не свершилось тогда, когда он вернулся.

Чувство времени не оставляло его никогда. Два года назад, в преддверии 95-летия, Юрий Петрович на наш вопрос о том, над чем он сейчас работает, ответил:

— Театр не имеет права не отражать время. Мир в кризисе, но экономика тут ни при чем. Это — следствие, но никак не причина. Кризис веры ставит мир на грань выживания. Тема эта нашла глубокое отражение в «Князе Игоре», над которым я сейчас работаю для Большого театра. Есть в этой опере нечто такое, что еще только предстоит открыть и что может перевернуть привычное представление об этом произведении.

Премьера «Князя Игоря» состоялась год назад. А Мастер приступил к новой работе — опере Владимира Мартынова по мольеровской «Школе жен». Все лето артисты «Новой Оперы» с увлечением репетировали, обсуждать детали будущего спектакля приезжали в Италию, где Мастер набирался сил перед началом репетиций на сцене. Премьера была назначена на 16 декабря.

А 30 сентября Юрий Петрович праздновал свой 97-й день рождения. По словам Каталин Любимовой, он не получил от театра, как рассчитывал, подтверждения, что его кабинет и хранящиеся там архивы станут своего рода музеем, что якобы и спровоцировало сердечный приступ. Однако врачи утверждают, что к летальному исходу привело общее состояние организма, а не отказ сердца. Добавим, что «Таганка» сейчас не в Москве, а на гастролях в Крыму. А любимовский кабинет был объявлен неприкосновенным еще в 2011-м, когда режиссер покинул театр. Взявший на себя руководство Валерий Золотухин публично заявил, что ни один худрук в этом помещении работать не будет. Можно только сожалеть, что тень конфликта легла и на уход Мастера из жизни.

Вопрос о том, нужно ли присваивать нынешнему Театру на Таганке имя Любимова, уже витает в воздухе. Первой вслух высказала эту мысль Алла Демидова, одна из самых ярких актрис той «Таганки». Но это все дела земные. А та «Таганка» вместе со своим Мастером навсегда уходит в легенду уже исчезнувшего мира.

Голос

Владимир Дашкевич, композитор

— Если кто-то вам скажет: вот у такого-то режиссера ангельский характер — не верьте: этого не может быть. Юрий Петрович был абсолютный диктатор. Насколько я заметил, он считался с мнением только одного человека — Давида Боровского (художника-сценографа, друга и соратника Любимова. — «Труд»). Это мне подтверждал и сам Давид, замечая, что старается не злоупотреблять своим влиянием. Давид же рассказал, что все их притеснительные меры по отношению к Владимиру Высоцкому были задуманы и предпринимались исключительно из расчета, что если того не остановить в его тяге к спиртному и наркотикам, то он просто умрет.

Одно время они очень сблизились с Анатолием Эфросом. От Анатолия Васильевича я услышал забавную историю: Юрий Петрович пригласил его домой, где он увидел огромную, как бухгалтерская книга, тетрадь. Любимов сказал: это экспликация спектакля «Гамлет». Эфрос взмолился: Юра, дай посмотреть, я никому ничего не расскажу: Любимов категорически отказал. В этот момент позвонили в дверь, Юрий Петрович пошел открыть, а Эфрос не удержался и заглянул в тетрадочку. Обнаружил в ней единственную запись на первой странице: «И занавес сметает все на своем пути». Больше ничего! Кстати, Эфрос мне потом сказал: а больше ничего и не надо было: То есть вся эта сцена была разыграна для поддержания перед коллегой имиджа постановщика, творящего великий спектакль.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9464
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?