Главная Культура 00:21 07 Октября 2014 3175
«Таганка» имени Любимова

Завтра в Москве хоронят Юрия Петровича Любимова - патриарха, основателя самого мятежного театра советской эпохи

Виктория Пешкова

На 60-летии Мастера самый неординарный из его артистов пропел: «Тебе когда-то перевалит за сто, / И мы споем: «Спасибо, что живой!» Тогда, в 1977-м, шел золотой век «Таганки», театр цвел так буйно и пышно, что невозможное казалось не просто реальным, но — неотвратимо обязательным. Жизнь распорядилась так, что заветное пророчество не исполнили ни тот, кто пророчил, ни тот, кому. И фундамент той не отпускающей нас эпохи лишился еще одного из своих краеугольных камней.

Юрий Петрович считал себя счастливчиком. Сын посаженного в тюрьму купца, сам он репрессий избежал. В Финскую войну, где потери наших войск были ужасающими, отделался лишь обморожением. В Великую Отечественную с Ансамблем песни и пляски войск НКВД не раз выступал на передовой, но это все-таки была не пехота, где жизнь так мало стоила. Судьба берегла его для театра, которому Любимов отдал 80 лет из отпущенных 97.

Его жизнь в театре можно назвать хроникой пикирующего бомбардировщика. Противостояние властям предержащим, видимо, было предопределено с самого начала. В 17 лет он дебютировал в «Мольбе о жизни» — спектакле легендарно-трагического МХАТа 2-го, который всего через два года ликвидируют специальным постановлением ЦК как «не оправдывающий своего названия и на деле являющийся посредственным театром».

Потом была счастливая учеба в училище имени Щукина и не менее счастливое существование в Вахтанговском, где он играл Ромео, Сирано де Бержерака, Треплева, Моцарта. Кого еще он мог сыграть? Щедрую руку фортуны Любимов отклонил, впав в режиссуру как в некое священное безумие. Но та еще раз явила милость своему избраннику — в 47 лет он получил театр, став по советским меркам до неприличия молодым худруком. Открывшуюся перед ним дорогу усыпали розами друзья и враги, и чем больше становилось цветов, тем больней было по ним идти.

«Таганка» была, остается и пребудет в истории отечественного театра явлением уникальным. Тем непоправимей ее трагедия. Огонь и воду Любимов преодолевал с завидным мужеством. Началом конца стал рев медных труб, начавший раздаваться задолго до рокового интервью лондонской «Таймс». Имел ли на него право человек, которого на родине ждали люди, заплатившие высокую цену за право быть его единомышленниками, и зрители, приходившие в его театр за глотком свежего ветра? Однозначного ответа на этот вопрос, по всей видимости, не существует.

Вот что сказал по этому поводу художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас:

— Любимов — фигура космического масштаба. К человеку, наделенному таким острым чувством времени, такой бескомпромиссностью, нельзя, невозможно подходить с обычными мерками. Это как раз тот случай, когда, следуя пушкинскому завету, судить художника можно только «по законам, им самим над собою поставленным». Не оставайся он собой — не было бы «Гамлета», «Антимиров», «Павших и живых». Портрет немыслим без светотени, и чем ярче свет, тем глубже тени. И возможно, трагедия «Таганки», как и личная трагедия Любимова, не в том, как и почему он уехал, а в том, что не свершилось тогда, когда он вернулся.

Чувство времени не оставляло его никогда. Два года назад, в преддверии 95-летия, Юрий Петрович на наш вопрос о том, над чем он сейчас работает, ответил:

— Театр не имеет права не отражать время. Мир в кризисе, но экономика тут ни при чем. Это — следствие, но никак не причина. Кризис веры ставит мир на грань выживания. Тема эта нашла глубокое отражение в «Князе Игоре», над которым я сейчас работаю для Большого театра. Есть в этой опере нечто такое, что еще только предстоит открыть и что может перевернуть привычное представление об этом произведении.

Премьера «Князя Игоря» состоялась год назад. А Мастер приступил к новой работе — опере Владимира Мартынова по мольеровской «Школе жен». Все лето артисты «Новой Оперы» с увлечением репетировали, обсуждать детали будущего спектакля приезжали в Италию, где Мастер набирался сил перед началом репетиций на сцене. Премьера была назначена на 16 декабря.

А 30 сентября Юрий Петрович праздновал свой 97-й день рождения. По словам Каталин Любимовой, он не получил от театра, как рассчитывал, подтверждения, что его кабинет и хранящиеся там архивы станут своего рода музеем, что якобы и спровоцировало сердечный приступ. Однако врачи утверждают, что к летальному исходу привело общее состояние организма, а не отказ сердца. Добавим, что «Таганка» сейчас не в Москве, а на гастролях в Крыму. А любимовский кабинет был объявлен неприкосновенным еще в 2011-м, когда режиссер покинул театр. Взявший на себя руководство Валерий Золотухин публично заявил, что ни один худрук в этом помещении работать не будет. Можно только сожалеть, что тень конфликта легла и на уход Мастера из жизни.

Вопрос о том, нужно ли присваивать нынешнему Театру на Таганке имя Любимова, уже витает в воздухе. Первой вслух высказала эту мысль Алла Демидова, одна из самых ярких актрис той «Таганки». Но это все дела земные. А та «Таганка» вместе со своим Мастером навсегда уходит в легенду уже исчезнувшего мира.

Голос

Владимир Дашкевич, композитор

— Если кто-то вам скажет: вот у такого-то режиссера ангельский характер — не верьте: этого не может быть. Юрий Петрович был абсолютный диктатор. Насколько я заметил, он считался с мнением только одного человека — Давида Боровского (художника-сценографа, друга и соратника Любимова. — «Труд»). Это мне подтверждал и сам Давид, замечая, что старается не злоупотреблять своим влиянием. Давид же рассказал, что все их притеснительные меры по отношению к Владимиру Высоцкому были задуманы и предпринимались исключительно из расчета, что если того не остановить в его тяге к спиртному и наркотикам, то он просто умрет.

Одно время они очень сблизились с Анатолием Эфросом. От Анатолия Васильевича я услышал забавную историю: Юрий Петрович пригласил его домой, где он увидел огромную, как бухгалтерская книга, тетрадь. Любимов сказал: это экспликация спектакля «Гамлет». Эфрос взмолился: Юра, дай посмотреть, я никому ничего не расскажу: Любимов категорически отказал. В этот момент позвонили в дверь, Юрий Петрович пошел открыть, а Эфрос не удержался и заглянул в тетрадочку. Обнаружил в ней единственную запись на первой странице: «И занавес сметает все на своем пути». Больше ничего! Кстати, Эфрос мне потом сказал: а больше ничего и не надо было: То есть вся эта сцена была разыграна для поддержания перед коллегой имиджа постановщика, творящего великий спектакль.

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5243
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4608
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...