Через два года после Победы, когда страна еще только-только приходила в себя от разрушительного вторжения, советское правительство решило построить с нуля, в чистом поле мощный нефтеперерабатывающий завод. Его основная цель - производить крайне дефицитные по тем временам бензин и моторные масла. Строили на привычном в те годы "энтузиазме", быстро, отказывая себе в самом необходимом. Уже в сентябре 1951 года пошел первый бензин, в двухсотлитровых голубых бочках его отправили в Москву на экспертизу. А 5 ноября в честь очередной годовщины революции в столицу отправили первый состав с бензином.
История завода отличается от других тем, что, рассказывая о нем, надо часто употреблять слова "впервые" и "уникальный". Здесь появились первые отечественные катализаторы в промышленных масштабах, впервые в стране освоен широкий ассортимент масел из сернистой нефти, стали выпускать синтетические каучуки и спирт, ацетон и полиэтилен, ксилол и многие другие нефтехимические продукты. Впервые в стране освоены уникальные производства: гидроочистка керосинов и трансформаторного масла, каталитическое реформирование бензиновых фракций, сухого льда, серной кислоты, внедрен уникальный процесс получения нового вида жидких парафинов методом "Парекс". Завод награжден орденом Ленина, его коллектив завоевал кучу почетных званий и знамен. Продукция НПЗ экспортировалась в двадцать стран.
Завод строила вся страна, его становлению помогли специалисты из Куйбышева, Сызрани, Москвы, Львова, Ленинграда, Саратова, Грозного, Краснодара, Ангарска, Новокузнецка... Но и он не остался в долгу. Помимо продуктов нефтехимии, НПЗ "выпускал" высоких профессионалов-нефтепереработчиков. Опыт, приобретенный в Новокуйбышевске, высоко котируется до сих пор, а "выпускники" предприятия работают, пожалуй, на всех аналогичных заводах бывшего Советского Союза. Поэтому неудивительно, что городская Дума и мэр Александр Нефедов без особых раздумий разрешили переименовать улицу Куйбышева в улицу 50-летия НПЗ. Что и было сделано при огромном стечении народа, с речами и под музыку духового оркестра.
- Хорошо, что именно эту улицу назвали именем завода, по ней мы и ходили долгие годы на работу, - говорит Василий Степанович Милюткин.
Он пришел в нефтепереработку после Сызранского техникума в 1953 году, начинал оператором и закончил трудовой стаж в 1996 году заместителем генерального директора объединения, директором завода катализаторов. В один день с ним, тоже после техникума, но только из Куйбышевского, порог заводской проходной впервые переступила и Нина Михайловна Федорова, бывший старший оператор завода, и проработала, как один день, 38 лет. Причем так трудилась на этой тяжелой и ответственной, "мужской" должности, что ее наградили в 1971 году Звездой Героя Социалистического Труда. Мои собеседники - одни из тех, кто делал историю завода. Это они впервые в стране пускали уникальные установки, добивались, без преувеличения, выдающихся результатов. И в этот торжественный день все они на заводе, причем не в гостях, а как у себя дома.
- С заводом происходят хорошие перемены, - считает Нина Михайловна. - В начале 90-х годов мы пережили очень трудные времена. Установки морально устарели, было очень сложно работать, все дышало на ладан. Не хватало теплоэнергии. Потом, слава Богу, завод набрал силу. Сегодня здесь собрались бывшие главные руководители и рабочие. Все мы гордимся историей завода.
- И еще хочу добавить. В начале "рыночных" 90-х годов у нас принижали роль рабочих. Но ведь как ни крути, это - костяк производства, - продолжает Нина Михайловна. - А сейчас я вижу, что положение кардинально меняется. Взять хотя бы сегодняшний торжественный вечер. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский вручил лучшим двадцати рабочим (среди них нет ни одного начальника) новенькие "десятки". Да такого никогда не было. Награжденные - прекрасные ребята. Они достойны любых наград и я очень рада, что оценили именно труд рабочих.
Реальная забота о коллективе - одна из отличительных черт компании ЮКОС. Это видно и на примере Новокуйбышевского НПЗ. Зарплата здесь стабильна и на 20-30 процентов выше средней по городу. На заводе действует 18 социальных программ, оговоренных в коллективном договоре. В частности, введено бесплатное ночное питание. Кроме того, каждый работник дополнительно к зарплате получает определенную сумму денег на пластиковую карту - эту сумму он может тратить только на питание (кривая заболеваемости резко пошла вниз). Всего за 120 рублей каждый член коллектива может поехать на десять дней на прекрасную турбазу на Волге с пятикратным питанием. За год практически каждый работник предприятия проходит бесплатную диспансеризацию. Есть программы по обучению молодых специалистов, интернет-образованию... Если все это сложить, то получается совершенно другая зарплата.
- А я немножко под другим углом выступлю, - это уже Василий Степанович. - Конечно, завод обновили, особенно к юбилею, вложено много труда и средств. Он внешне заметно преобразился, но внутренне, с точки зрения глубины технологии, есть еще над чем работать. Действуют еще старые установки. Я мечтаю и уверен, что застану то время, когда завод радикально преобразуется, будут внедрены новейшие достижения науки и техники.
Похоже, ветеран в душе остался молодым. Он просто излучает воодушевление, динамизм, хочет, чтобы родной завод был самым лучшим как минимум в стране, а потом и в мире. И очень быстро. В принципе такой подход разделяют и руководители НПЗ, да и всей компании.
- Даже в суровые 90-е годы на заводе удалось пустить 6-миллионную АВТ, чуть раньше в строй действующих вошла установка селективной очистки масел, - рассказывает генеральный директор завода Андрей Коновалов. - Ввод новых установок у нас не прекращается. С 1997 года завод работает на собственной тепловой энергии. Это очень большое дело. В 1996-1997 годах модернизированы установки каталитического реформинга, что позволило выпускать высокооктановые неэтилированные бензины марки А-98 и А-95. Сегодня наше предприятие - самое мощное НПЗ компании "ЮКОС". И оно останется таким. В прошлом году началась реализация крупной инвестиционной программы компании, которая коренным образом преобразит завод.
- ЮКОС - это единый организм: от буровой вышки, НПЗ до бензоколонки. В этом наша сила, залог того, что мы преодолеем любую сложную ситуацию, - продолжает директор. - Мы должны быть готовы к любому повороту, сделать все, чтобы компания и все люди, работающие в ней, а если учитывать налоги, которые мы платим, то и вся страна, стали богаче.
... А праздник между тем продолжался. Темное небо над стадионом, где, к радости собравшихся, только что выступали московские "звезды", рассекли яркие огни фантастического фейерверка. Его наверняка видели и те, кто работал в ночную смену. Завод, как и все пятьдесят лет, ни на минуту не прекращал работу.