Олимпийские игры в Лондоне перешагнули экватор. Половина наград нашла своих героев. Среди которых, увы, совсем немного россиян. Есть еще надежда, что на финише олимпийская сборная России набежит на ленточку и поднимется в табели о рангах чуть повыше. Однако какие-то выводы можно сделать уже сегодня. За помощью «Труд» обратился к известным в спортивном мире специалистам.
От первой олимпийской недели российские болельщики многого не ждали. Так повелось, что наши олимпийцы долго запрягают. Зона «не наших» видов спорта все расширяется. Но уж на успехи в стрельбе, тяжелой атлетике, может быть, в спортивной гимнастике, в плавании и наверняка в гребле академической все как-то надеялись. Со времен СССР эти виды традиционно считались обильными на медали для отечественного спорта. Понятно, много воды утекло с тех времен, но признать, что все в прошлом? Увы. К середине дистанции российские олимпийцы пришли лишь с четырьмя золотыми медалями. Все завоеваны борцами, три из них — дзюдоистами. Борцам — почет и уважение, но не могут же они отдуваться за всю весьма представительную российскую команду...
Считать ли успехом «серебро» наших гимнасток в командном зачете и в абсолютном первенстве? По сравнению с Пекином-2008 — да, несомненно. Там они вообще на пьедестал не попали. По сравнению с тем, как могли бы, налицо разочарование. За последние три года российские гимнастки сумели вернуть себе позиции в мировом спорте. В команде появились спортсменки с характером. Но в Лондоне они вдруг разом зашатались. В прямом смысле слова! В отличие от главных соперниц, американок, от снаряда к снаряду чувствовавших себя все увереннее. Почему?
«Ну кто там кого сейчас учит психологии? — вздыхает Евгения Кузнецова, серебряный призер Игр-1996 года в Атланте. — Считается, что воля к победе придет сама собой. А не придет, так это „твои проблемы“. Мне в этом смысле повезло. С нами все годы в сборной работал штатный специалист, который учил владеть эмоциями, не зацикливаться на неудаче, настраиваться на позитивную работу. Сейчас же роль психологии в большом спорте выросла неизмеримо».
Сегодня многие наши тренеры и специалисты признают: их питомцам не хватило совсем чуть-чуть — настроя, уверенности, психологической устойчивости. Между прочим, наша сборная в Лондоне — одна из самых представительных: 436 человек. И по количеству представителей федераций, комиссий, комитетов мы среди мировых лидеров. А современных специалистов — нехватка. И никакие «русские клубы» не в состоянии заменить квалифицированную психологическую поддержку.
Некогда фехтовальная супердержава, подарившая миру целую плеяду великолепных бойцов, мастеров сабли, шпаги и рапиры, нынче Россия довольствуется крохами. Какая-то обреченность царила в действиях наших звезд. Вот, скажем, финал в женской сабле, где наша Софья Великая фехтовала с кореянкой Ким Чиен, спортсменкой крепкой, но вполне проходимой. Не таких обыгрывали. И что же Великая? Она раз за разом уступала активной, без устали атакующей сопернице «право первого укола».
«Уже не знаю, на что грешить... Боюсь, материальная сторона в спорте сегодня настолько доминирует над всеми остальными, что нынешние спортсмены ничего не могут сделать через не могу, — делится с корреспондентом „Труда“ Елизавета Дементьева, олимпийская чемпионка 1956 года в Мельбурне в гребле на байдарке. — Смотрю репортажи из Лондона и переживаю за гребцов. Академисты ни одной медали не завоевали. Такое даже в страшном сне не могло присниться! Проблема и в том, что гребных клубов все меньше и меньше. Заниматься просто негде. Сужу по Петербургу, который долгие десятилетия считался столицей гребного спорта не только страны, но и Европы. Сколько у нас было клубов — „Знамя“, „Спартак“, „Динамо“, „СКИФ“, „Энергия“, ЛГУ, „Корабелка“: Город на воде стоит, кругом реки и каналы, как не быть-то гребле и гребцам?! С малых лет детвора записывалась в секции. А теперь клубов раз-два и обчелся, и те влачат жалкое существование. Как, например, знаменитое „Знамя“, откуда родом олимпийские чемпионы Юрий Тюкалов, Олег Голованов, Валентин Борейко и многие другие. Или другой пример. Недавно после долгой реставрации открылся гребной клуб Университета физкультуры. Когда гребцы пришли туда, огляделись, онемели: лучшие помещения отданы под ресторан и комнаты отдыха для состоятельных любителей водных прогулок. Обидно за наш вид!».
Большего ждали и от пловцов. В последние годы, с приходом в федерацию четырехкратного олимпийского чемпиона Владимира Сальникова, ситуация тут начала меняться к лучшему. Но там, где мы делаем шаг, соперники из США, Австралии, Китая и других стран делают десять. Отставание нарастает. У нас — четыре медали. Ни одной из них — высшей пробы.
Конечно, «бронза» «бронзе» рознь. Две медали велосипедистки Ольги Забелинской — сенсация. Ольге 32 года. Добрых пять лет из них, с
«Ольге нужно сказать огромное спасибо за ее волю, мастерство, за то, что поддержала престиж отечественного велоспорта, — сказал „Труду“ Александр Кузнецов, великий тренер из плеяды непобедимых, воспитавший с добрый десяток олимпийских чемпионов и призеров Игр в период с 1976 по 1996 год. — Заслуга в этом в основном ее самой. Тренировалась Забелинская, насколько я знаю, без тренеров, которые считали ее неперспективной, пробилась в команду благодаря результатам, а не красивым глазкам. Все остальное из того, что я вижу, очень и очень слабо. Неожиданность? Для меня нет. За подготовку шоссейников отвечает у нас в России руководство профессиональной команды „Катюша pro“. Основу ее составляют иностранные тренеры и спортсмены. Российским мастерам пробиться в нее крайне сложно. Они в этой „Катюше“ в основном на вторых ролях, что-то вроде спарринг-партнеров. А трек вообще отдан на откуп немецкому тренеру. Он, как Дик Адвокат в футболе, сейчас только руками разводит: я, мол, ни при чем, это спортсмены такие...».
Место стран в медальном зачете (золото — серебро — бронза)
1. Китай: 31 19 14
2. США: 28 14 19
3. Великобритания: 16 11 11
4. Ю. Корея: 11 5 6
5. Франция: 8 8 9
...
8. Россия: 5 17 15