В Москву из Петербурга приезжает группа "НОМ", культовый коллектив питерского рока 80-х, основатели и, увы, единственные представители традиции отечественного рок-скоморошества. Собственно, называть их группой не вполне корректно. Аббревиатура, составившая их название, родом из того времени, когда так обозначали "неформальные объединения молодежи" - хиппи, панков и им подобных.
В 80-е на питерской сцене существовало три рок-объединения, занимавшихся перформансами, и у каждого была своя ниша. "Поп-механика" исследовала материи спонтанной импровизации, "АВИА" занималась опытами в области эстетики конструктивизма и агитпропа, "НОМ" отвечал за карнавальное начало. Есть и еще одна важная деталь: участники "НОМ" никогда не ограничивались одной лишь музыкой. Они устраивали выставки своих картин (наивная техника забавно подсвечивала абсурдные сюжеты) и вместе снимали уморительное короткометражное кино: их скетч про преподавателя Осла Ослова, обучающего детей "иалгебре" и "иарифметике", способен довести до колик. И, конечно, все свои видео-клипы они делали себе сами.
То комсомольское время уже ушло, а наши герои по-прежнему остаются предельно неформальны и молоды в своих безумствах, и какая-то неведомая сила двадцать уже с лишним лет держит их вместе, заставляя превращать каждый концерт в неистовый шизофренический балаган. Неполиткоррект-ные шутки с каменным лицом, пародии на известные поп-хиты, спетые голосом оперного вокалиста Александра Ливера (последние десять лет - штатного баса Женевской оперы), крик и гогот, детский и пионерлагерный фольклор, анекдоты прямо со сцены - их не поддающиеся описанию выступления правильнее называть словом "шоу"; и на фоне этих шоу выступление недавних московских гостей, шебутных американцев Gogol Bordello с их боевой цыганщиной, выглядит как детский утренник.
Жаль, что биография объединения далеко не так весела, как их произведения: в ней были отъезд костяка группы за границу, и последующий раскол на два коллектива, и долгое возвращение с мучительным собиранием себя заново. Другое дело, что в результате они не потеряли драйва и творческой жажды - группа по-прежнему регулярно выпускает отличные альбомы и снимает изумительные фильмы. Быть может, потому, что они знают: ни продолжателей, ни даже подражателей у них не было и нет.