Мария (имя изменено) работает аудитором телекоммуникационных компаний в Deloitte. В выходные утром ее будит начальник, который узнает об итогах ее встреч с клиентами. Это происходит два-три раза в месяц, и Мария уже привыкла. Такая ситуация типична для российского офисного работника.
Это подтверждает статистика. По данным исследования международного кадрового агентства Kelly Services, 47% российских "белых воротничков" считают, что мобильные технологии увеличивают продолжительность рабочего дня. В опросе приняли участие 100 тысяч респондентов из 34 стран мира, из них 5 тысяч - жители России. Несмотря на то что новые технологии удлиняют время работы, 78% работников в нашей стране уверены, что они увеличивают производительность.
Несбалансированный труд
Россия находится в пятерке стран, в которых люди считают, что из-за новых технологий им приходится работать дольше. Выше показатели только у Таиланда, Индонезии, Китая, Индии и Малайзии. Это "трудолюбивые" страны Юго-Западной Азии. Развитые страны находятся внизу списка. В США, например, из-за новых технологий приходится работать больше только 27% трудящихся.
Российские работники и их руководители не умеют соблюдать баланс между работой и личной жизнью, объясняют эксперты. "На Западе считается нетактичным беспокоить человека в выходной день или вечером после работы по деловым вопросам", - объясняет Руслан Ильясов, директор по персоналу компании "Эльдорадо". Только 53% российских работников, по данным Kelly Services, довольны соотношением между личной жизнью и карьерой. В США эта доля выше - 69%.
Больше всего мобильные технологии удлинили рабочий день фармацевтам. В этом призналась половина работников отрасли. "Это связано с ростом отрасли в целом, из-за этого нагрузка на работника сейчас больше, чем в любой другой сфере", - рассказывает Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. Меньше всех пострадали от развития технологий работники консервативной сферы образования - 35%. Их в нерабочее время не беспокоят ни руководство, ни ученики, если только у последних нет проблем с сессией.
Люди старше 45 лет страдают от внедрения новых технологий не меньше фармацевтов. 51% из них считает, что инновации удлинили их рабочий день. "Это связано с тем, что они не очень привыкли к мобильным телефонам, и для них звонок в нерабочее время от начальника - что-то необычное, в то время как для молодого поколения это рядовая ситуация", - объясняет Ильгиз Валинуров, генеральный директор кадрового агентства Business Connection.
Соцпакет против работника
Больше всего достается сотрудникам, которым работодатель оплачивает затраты на мобильную связь. Светлану (имя изменено), работающую в издательском доме, руководитель будил в 8 утра выходного дня, чтобы уточнить то, что мог узнать еще в рабочее время в пятницу. Когда компания не оплачивала сотруднице мобильный телефон, она просто выключала его на выходные и оправдывалась тем, что закончились деньги на счете. После введения корпоративных SIM-карт начальник обязал Светлану быть постоянно на связи. "Не зря же мы на тебя деньги тратим", - аргументировал он свое решение. Светлане пришлось распрощаться с утренним субботним сном.
В ряде компаний доходит до абсурда. В одной из крупных торговых сетей работникам в принципе запрещено отключать телефон даже в нерабочее время. В противном случае нерадивому сотруднику грозит выговор от начальства. Несколько выговоров - увольнение.
Иногда затруднения у сотрудников вызывает сам факт внедрения новых технологий. "Как правило, руководство при введении новых инструментов работы требует соблюдения приказа от всех сотрудников, - рассказывает Светлана Куличева, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "Юнити". - Чтобы начать работать в соответствии с новыми требованиями, надо изучить новый материал, новые программы. Вот как раз на это и уходит время". Но эти нововведения вызывают временные затруднения и портят сотрудникам настроение только на несколько недель, а не на всю жизнь, как мобильные телефоны.
Цифры
Удлинился ли ваш рабочий день из-за появления мобильных технологий?
50% - Китай
47% - Россия
40% - Украина
36% - Германия
34% -Италия
32% - Канада
27% - США
24% - Франция
Источник: Kelly Services