Северомуйский хребет, который прошил 15-километровый тоннель, находится на северо-востоке Бурятии. До ближайшего поселка Уоян 115 километров, до Нижнеангарска - около 300. "Нитка" тоннеля, связывая Ангараканское и Муяканское ущелья, проходит через толщу скал на глубине до тысячи метров. До сего времени поезда шли в обход - 67 километров сложной горной дороги по "временной схеме", где 84 сложных дорожных сооружения и 77 мостов. Новый тоннель позволит сэкономить время в пути на 2,5 часа, сократит расходы на содержание. По подсчетам специалистов, через тоннель можно провозить до 10 млн. тонн грузов в год. Это станет актуальным, когда появится транскорейская железная дорога.
Уникальный тоннель - только такой и может быть его "краткая характеристика". Ведь строительство шло в сложнейших гидрогеологических, климатических, сейсмических условиях (здесь землетрясения происходят в среднем 2 раза в сутки). Большая часть тоннеля проходит сквозь зону тектонических разломов. Многие решения, принятые при проектировании и строительстве, можно назвать революционными: здесь проводили комплексное водопонижение, укрепляли грунт химическими способами, применили сейсмостойкую двухслойную обделку.
Напомню, что в мае 1977-го совершилась первая передвижка проходческого щита. Это день начала большого строительства, чей ход в дальнейшем был не под одним вопросом. С 1995 года бюджетное финансирование совсем иссякло. Лишь спустя два года Министерство путей сообщения взяло сооружение тоннеля под свою опеку, что приблизило "золотую" сбойку. В декабре 2001-го по тоннелю прошел первый поезд.
Здесь впервые в отечественной практике внедрена автоматизированная система управления технологическим процессом при строительстве и эксплуатации. Данные о состоянии всех сооружений тоннеля поступают на пульт оператора. Система контролирует геомониторинг, вентиляцию, сейсмометрию, электроснабжение и противопожарную сигнализацию. Железобетонная "одежда" тоннеля должна прослужить до капремонта не менее 50 лет, а нормативный срок эксплуатации - век.
Однако завершение строительства не означает решения всех проблем. В связи с пуском тоннеля подлежат ликвидации временные поселки Разлив, Тоннельный и Северомуйский. По словам начальника ВСЖД А. Касьянова, в 2001 году поселок Тоннельный уже начали демонтировать. Поселок Разлив в ближайшее время будет расформирован. А в Северомуйском останутся жить около 200 специалистов.
Куда девать остальных? 700 работников готова принять стройка Коршуновского тоннеля в Иркутской области, еще 1230 могут быть заняты на строительстве Красноярского тоннеля. Но сейчас в поселках проживает почти вдвое больше. И главная проблема - переселение и трудоустройство работников бюджетной сферы: библиотекарей, учителей, врачей.
На строительство Северомуйского тоннеля в общей сложности затрачено 16 млрд. рублей. По словам А. Касьянова, тоннель уже начинает себя окупать: за девять месяцев 2003 года грузооборот Северомуйского тоннеля составил 1098 тыс. тонн. За 9 месяцев текущего года через БАМ прошло 8789 тыс. тонн транзитных грузов. Но дальше надо оживить весь "бамовский куст". Здесь железнодорожники тянут и ветку к Чинейскому месторождению полиметаллов. В развитие подъездных путей к месторождению они уже вложили около 7 млрд. рублей. Может быть, дойдет наконец очередь до меди Удокана и других залежей полезных ископаемых.