Президент России Дмитрий Медведев отклонил изменения в Федеральный закон «О Собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», — сообщила сегодня 6 ноября пресс- служба Кремля.
Президент направил руководителям обеих палат Федерального Собрания РФ Борису Грызлову и Сергею Миронову письма, в которых пояснил, что предлагаемые поправки затрудняют свободную реализацию конституционного права россиян проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
«Федеральный закон, направленный на урегулирование порядка организации и проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе с использованием транспортных средств, содержит положения, затрудняющие свободную реализацию конституционного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, — говорится в письме главы государства.
На официальном сайте Кремля сообщается, что целью публичных мероприятий, как указывается в Федеральном законе „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“, является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Таким образом, проведение публичных мероприятий является одной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления через выражение общественного мнения».
«Право на проведение публичных мероприятий непосредственно связано с правами граждан на участие в управлении делами государства, свободу мнений и другими конституционными правами, ограничение которых допускается только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Представляется, что предусматриваемые Федеральным законом ограничения не в полной мере соотносятся с указанными целями», — убежден президент Медведев.
По мнению российского президента, отклонение Федерального закона не означает, что в данный момент законодательством РФ урегулированы все вопросы, касающиеся порядка организации и проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры. Федеральный закон может быть доработан с учетом изложенных замечаний.
В администрации Кремля добавили, что Дмитрий Медведев считает, что правила проведения публичных мероприятий — митингов, демонстраций, в том числе акций с использованием автомобилей, нужно уточнять, но вместе с тем глава государства выступает против ужесточения наказания за нарушения законодательства о митингах.
«Дмитрий Медведев, как это видно из текста послания в Федеральное Собрание, не согласен с поправкой, ужесточающей санкцию за нарушения законодательства о митингах. Вместе с тем президент положительно относится к необходимости уточнения федерального закона „О собраниях, митингах и шествиях…“, в частности, вопроса урегулирования массовых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры и с использованием транспортных средств», — сказали в администрации президента России.
«В этой связи работа над поправками к федеральному закону „О собраниях…“, которые снимут имеющиеся противоречия в вопросах сроков подачи уведомлений на массовые мероприятия, использование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, будет продолжена», — сообщил источник в администрации Кремля.
Ранее Государственная дума приняла в третьем чтении поправки к законопроекту «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно им организаторы публичных мероприятий не могут на момент подачи заявки иметь административные взыскания за нарушения правил организации митингов и шествий. Информацию о планируемой акции можно будет распространять сразу, а информацию о времени и месте ее проведения — только после того, как пройдет процедура согласования.
Также предполагалось и ужесточить наказание организаторам акции, если на нее пришло больше людей, чем первоначально было заявлено.
Закон предлагал подавать уведомление о проведении пикета не за три календарных, а за три рабочих дня до проведения.
Кроме того, поправки предполагали, что организаторами публичных мероприятий не могут быть лица, которые на момент подачи уведомления были подвергнуты административному взысканию за нарушение правил проведения массовых акций. В перечень публичных мероприятий, о которых необходимо заранее уведомлять органы власти, предполагалось включить акции с использованием транспортных средств. Закон также устанавливал, что уведомление о мероприятии необходимо подавать за четыре дня, если один из них совпадает с воскресным или нерабочим праздничным днем.
«Эти поправки напрямую направлены против оппозиции. Они грубейшим образом нарушают 31 статью Конституции, гарантирующую права граждан на свободу собраний», — заявил тогда член федерального бюро движения «Солидарность» Илья Яшин.
Напомним. что соответствующие поправки в закон внесли депутаты от «Единой России» Сергей Марков, от «Справедливой России» Михаил Емельянов и от ЛДПР Павел Тараканов.
Авторы, среди прочего, предложили приравнять акции с использованием транспортных средств к обычным протестным акциям. А именно — заставить владельцев авто в общем порядке уведомлять власти об автопротесте и ждать получения на него разрешения или отказа.
Также автомобилистов предлагалось ограничить по месту сбора. Место проведения автопробегов им должна была выбирать местная власть, а перекрывать автомагистрали и препятствовать движению транспортных средств по улицам города, согласно поправкам, запрещалось.
«То есть те нормы, которые регулируют пешие акции протеста, запрещающие перекрывать магистрали, должны теперь распространяться и на автомобилистов», — рассказал РБК daily в апреле 2010 года автор законопроекта Сергей Марков.
Любопытно, что поправки, серьезно ужесточающие правила проведения акций автомобилистов, появились спустя неделю после того, как по Москве прокатились акции автопротеста против мигалок. Активисты из Федерации автомобилистов России организовали в течение недели серию протестных автопробегов по Кутузовскому проспекту на машинах с закрепленными на крышах синими пластмассовыми детскими ведерками — пародиями мигалок. «Синие ведерки» изрядно попортили нервы столичным правоохранителям, которые тормозили автомобили с ведрами, штрафовали и задерживали их владельцев.
Стоит также добавить, что правозащитники, в том числе и лидеры митингов «несогласных» Людмила Алексеева и Лев Пономарев, ранее обращались с просьбой к президенту РФ Дмитрию Медведеву наложить вето на законопроект, ужесточающий порядок организации митингов и шествий. Отметим, что после отклонения президентом поправок, Алексеева заявила, что ужесточение правил организации публичных акций повлекло бы «лишь дополнительные репутационные потери для властей».
«По Конституции, власти не могут принимать законы, которые ограничивают права и свободы граждан», — подчеркнула глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
В свою очередь, в Федерации автовладельцев России надеются, что отклонение Дмитрием Медведевым поправок в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» связано с необходимостью пересмотра чрезмерно жестких ограничений этого документа по отношению к манифестантам.
«Мы надеемся, что решение президента России о замораживании этого законопроекта вызвано очевидными противоречиями содержащихся в нем норм положениям Конституции РФ», — сказал лидер ФАР Сергей Канаев.
По словам Канаева, основными недостатками поправок в законопроект являются уведомление органов власти о проведении автопробегов и запрет на рассмотрение заявки от организатора массовой акции в случае наличия у него непогашенного административного наказания.
«С момента обнародования законопроекта было ясно, что его утверждение вызовет только дополнительное общественное недовольство и новые всплески социального протеста», — подчеркнул лидер ФАР.
«Я очень хочу надеяться, что приостановка процедуры принятия поправок свидетельствует о том, что власть пересматривает свое отношение к ограничению основных свобод граждан, таких, как свобода собраний», — добавил Канаев.
Согласно российской Конституции, президент имеет право отказаться подписывать законопроект, однако он может вступить в силу, если каждая из палат, несмотря на волю главы государства, снова одобрят его большинством в две трети голосов.