Главная Культура 00:10 06 Августа 2021 10048
Почему не сняли «Брат-3»

Разговор с Виктором Сухоруковым, сыгравшим самого себя

Нина Катаева, Ессентуки - Москва
Театр может обойтись без режиссера и даже пьесы, когда на сцене Виктор Сухоруков. Фото предоставлено фестивалем «Хрустальный источникЪ»

Одним из хитов IV Открытого фестиваля популярных киножанров «Хрустальный ИсточникЪ», прошедшего на минувшей неделе в Ессентуках, стала премьера спектакля-экспромта Виктора Сухорукова «Играю про себя», представленная автором и единственным исполнителем вживую. Жанр, непревзойденный по степени откровенности. Создатель и главный герой сценического рассказа словно проплыл по волнам своей памяти, комментируя автографы на снимках людей, оставивших яркий след в его жизни.

Это отец и мать: первый молча поддерживал мечту сына об актерстве, вторая была яростно против. Это преподаватель актерского мастерства в ГИТИСе Евгения Николаевна Козырева, артистка охлопковской школы. Режиссер Юрий Мамин, в чьем фильме «Бакенбарды» Сухоруков получил путевку в кино. Алексей Балабанов, у которого он снялся в шести фильмах. Станислав Любшин, впервые мимолетно встретившийся еще во время службы в армии, Татьяна Доронина, в которую Виктор с юности был влюблен... А назавтра Сухоруков встретился с журналистами, в том числе корреспондентом «Труда». Речь зашла об отличиях кино сегодняшнего от того, которое вывело Виктора Ивановича на его высокую актерскую орбиту.

Но прежде всего — вопрос о том, как возник замысел спектакля.

«Как-то я оказался в крымском Доме-музее Юлиана Семенова, где увидел целую стену маленьких фотографий с автографами Гагарина, Хрущева, Софи Лорен, — ответил «Труду» артист. — Поймал себя на мысли, что хотел бы поглубже «нырнуть» в эти снимки и узнать, при каких обстоятельствах они сделаны, откуда тот или иной автограф. Дома понял, что у меня тоже есть подобный архив. Как раз пришло приглашение на фестиваль в Севастополе, где меня попросили провести творческий вечер. И я поехал с подборкой из своей домашней коллекции. Потом повторил этот опыт в лаконичном варианте в Чебоксарах, более развернутом — в Оренбурге, где снимался у Александра Прошкина. Для съемок был нужен комбайн, и местная власть сказала, что предоставит машину, если Сухоруков выступит с сольным вечером. Пришлось покуражиться, включить клоуна... Но только здесь, в Ессентуках, я решил пуститься в трудную дорогу длиной в жизнь, объединив эти фотографии в цельный рассказ».

Главное в этой жизни — кино, которое, как известно, начинается со сценария. Какие «сигналы времени» и «портрет эпохи» улавливает в нынешнем сценарном деле Сухоруков?

«Много мусора, глупостей и штампов», считает Виктор. Без сериалов, которыми забиты телеканалы, увы, не обойтись — хотя бы потому, что коллеги зарабатывают на них деньги, пусть и жалуются, что мало перепадает славы. «А ты посмотри, что делаешь, — говорит им Сухоруков, — из сериала в сериал одно и то же, ни артистизма, ни перевоплощения, ни интриги: нет образа человека».

Еще ему странно, что во многих фильмах «девчонки превращаются в парней: это они, а не инфантильные и нафталиновые мужики, хомутают свои объекты любви. Те годятся разве что цветочки поливать. А женщины — сильные, мощные, яркие: чтобы такую свалить, наливного яблочка из «Сказки о мертвой царевне...» мало, нужен цианистый калий, канистры бензина. Все паханши!.. А сценарии от сериала к сериалу пишет будто одна гвардия. За редкими исключениями. Притом что сюжеты в России под ногами валяются, под мышками носятся, на голову падают. А кинокомпаний пруд пруди: в природе названий птиц меньше...».

Плаванье «по волнам памяти», начавшееся на спектакле, продолжилось и во время беседы с журналистами. Не обошлось без сюжета о картине «Бедный, бедный Павел», где Сухорукову пришлось выдержать конкуренцию с такими претендентами на заглавную роль царя — «полудурка, бодренького чувачка», как Игорь Скляр и Константин Райкин, а определила окончательное решение режиссера Виталия Мельникова сочно сыгранная сцена с Олегом Янковским — элегантным графом Паленом.

Припомнил Виктор Иванович и съемки «Острова» Павла Лунгина, куда, кстати, режиссер позвал актера по совету исполнителя главной роли Петра Мамонова. «Побойся бога, Петя, какой он Филарет — бандит бандитом». Но Мамонов настаивал: «Позовите, вы его не знаете». «Витя, я ничего не понимаю, — обратился тогда режиссер к Сухорукову, — но Петя просит, давай попробуем»... И вот уже идут съемки. Белое море в окрестностях Кеми, 4 утра, полусонные актеры бредут на тяжелую смену в условиях холода и сырости. Отснята четверть картины — вдруг Лунгин в тулупе застывает, глядя вдаль. Отменяет съемки и лишь через сутки объявляет, что «нашел кадр». Огромное количество материала, не соответствующее тому, что у режиссера в этот момент «взорвалось внутри и нарисовалось», выброшено, все начинается с нуля...

Особенно много у Сухорукова рассказов о работе с Алексеем Балабановым. В это время экран демонстрирует нам фото Виктора, Алексея и его оператора Сергея Астахова в обнимку. Сергей Валентинович тоже приехал в Ессентуки — заседать в жюри. Балабанова, увы, давно нет на свете...

— Леша был сложный человек, мы много спорили. Например, он считал, что снимать актеров нужно не более одного раза. «Как так?! — недоумевал я. — Тогда давай отправим на помойку Феллини, Антониони, Данелию, Тарковского, по полжизни сотрудничавших с актерами, с которыми они понимали и чувствовали друг друга... Может, до него и дошло, мы отработали вместе шесть картин, прежде чем — р-раз! — и он, без каких-либо объяснений, прекратил со мной сотрудничать.

Возник разговор и о том, почему не пошли навстречу многочисленным пожеланиям зрителей и не сняли после гибели Сергея Бодрова-младшего завершение легендарной эпопеи — фильм «Брат-3». Ведь сегодня при помощи нейросети можно визуально «оживить» человека... «Рассказываю впервые, — заметил Сухоруков, — я предлагал это Балабанову и Сельянову. Вы представляете: мексиканцы помогают моему герою спастись из американской тюрьмы, он добирается в трюме танкера до Петербурга, стремится найти брата, но все время что-то мешает, и все-таки в конце они идут навстречу друг другу — Сухоруков и живой, невредимый Бодров. Что творилось бы в зрительном зале!.. Но режиссер и продюсер на это не пошли и правильно сделали. Вышла бы спекуляция. Балабанов так не мог, кино было его жизнью. Сделать плохо — все равно что помереть. Вот такое отношение к делу.

Сегодня из кино ушли профессионализм и ответственность, с горечью констатирует Сухоруков. Раньше артист шел на съемки с мыслями о роли, а не о том, какой кожей должен быть обит салон подаваемой ему машины. «У меня нет райдера, моя главная радость — получение роли, участие в съемках новой истории. Я должен так ее украсить, чтобы режиссер и продюсеры не пожалели о приглашении меня в проект. Надо быть бескорыстным в своих затратах и ничего не ждать взамен».

В прежнем кинематографе, продолжает вспоминать актер, были трепет, восторг, уважение и преданность. В фильме «Начало» Чурикова приходит в актерский отдел и спрашивает: «И что, я больше не нужна? Мне что, домой ехать?..» «Да, поезжайте», — отвечают ей. «Странно, — говорит она — и плачет... Теперь все не так — скорей, бегом!

Кинематограф стал высокотехнологичным, но бездушным, гламурно-визажисто-макияжным, салонно-витринным, но не художественным. Не зря уникальный режиссер Бекмамбетов сказал о своем фильме «Девятаев», что это аттракцион. Для поколения Сухорукова кинематограф был искусством, вот разница.

В спектакле «Играю про себя» в какой-то момент на экране появляется и фото Татьяны Дорониной, правда, без личного автографа, но за этим тоже своя история. Суть в том, что артист смолоду был влюблен в Доронину. Вот удивил, скажете вы, да тогда полстраны было в нее влюблено. Но Сухоруков — не полстраны, он непременно хотел познакомиться лично. И однажды, приобретя коробку дефицитного мармелада, отправился к дому Татьяны Васильевны. Поднялся на этаж, позвонил в дверь. Доронина спросила, кто там.

Ответ Виктора о цели визита ее не впечатлил, и дверь не открылась. Соискатель позвонил еще раз, и еще, пока артистка не пригрозила милицией. Огорченный Сухоруков посидел на скамейке во дворе и, оставив мармелад, ушел.

«Думаю, она забыла эту историю. Хотя спустя годы на каком-то официозе даже читала мою фамилию в наградном списке, но встретиться так и не пришлось. Впрочем, пару лет назад мы оба оказались зрителями одного спектакля. Я сел, и вдруг зрители зашуршали — «Доронина... Доронина...». Она входит в окружении двух молодых людей, в атласном платье василькового цвета... И чувствую, что идет по ряду сзади меня, я даже ощутил запах ее духов... Села прямо за моей спиной, но я не обернулся. Почему — бог его знает, ведь мог обернуться и сказать: «Здрасьте, Татьяна Васильевна, а я Сухоруков, я Вас люблю!..» Ан нет... вдруг я весь какой- то застывший стал, так и просидел спектакль».

Под занавес Виктор Сухоруков сообщил, что ушел из Театра Моссовета, но пока не решил, где начнет трудиться с сентября. Рассказал, что закончил сниматься в драме Алексея Сидорова «Чемпион мира» — о громком поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Поделился сожалениями, что залег где-то на полке 16-серийный фильм Елены Николаевой «Цыпленок жареный», где он, главарь петроградской мафии, вступает в схватку не на жизнь, а на смерть с начальником комиссии по борьбе с контрабандой спиртным и наркотиками (Виктор Добронравов), а в роли его марухи выступает Ирина Пегова.

На мой завершающий вопрос, много ли автографов осталось в сундучке, Виктор Сухоруков ответил: «Несметное количество».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?