Главная Культура 00:10 06 Августа 2021 9963
Почему не сняли «Брат-3»

Разговор с Виктором Сухоруковым, сыгравшим самого себя

Нина Катаева, Ессентуки - Москва
Театр может обойтись без режиссера и даже пьесы, когда на сцене Виктор Сухоруков. Фото предоставлено фестивалем «Хрустальный источникЪ»

Одним из хитов IV Открытого фестиваля популярных киножанров «Хрустальный ИсточникЪ», прошедшего на минувшей неделе в Ессентуках, стала премьера спектакля-экспромта Виктора Сухорукова «Играю про себя», представленная автором и единственным исполнителем вживую. Жанр, непревзойденный по степени откровенности. Создатель и главный герой сценического рассказа словно проплыл по волнам своей памяти, комментируя автографы на снимках людей, оставивших яркий след в его жизни.

Это отец и мать: первый молча поддерживал мечту сына об актерстве, вторая была яростно против. Это преподаватель актерского мастерства в ГИТИСе Евгения Николаевна Козырева, артистка охлопковской школы. Режиссер Юрий Мамин, в чьем фильме «Бакенбарды» Сухоруков получил путевку в кино. Алексей Балабанов, у которого он снялся в шести фильмах. Станислав Любшин, впервые мимолетно встретившийся еще во время службы в армии, Татьяна Доронина, в которую Виктор с юности был влюблен... А назавтра Сухоруков встретился с журналистами, в том числе корреспондентом «Труда». Речь зашла об отличиях кино сегодняшнего от того, которое вывело Виктора Ивановича на его высокую актерскую орбиту.

Но прежде всего — вопрос о том, как возник замысел спектакля.

«Как-то я оказался в крымском Доме-музее Юлиана Семенова, где увидел целую стену маленьких фотографий с автографами Гагарина, Хрущева, Софи Лорен, — ответил «Труду» артист. — Поймал себя на мысли, что хотел бы поглубже «нырнуть» в эти снимки и узнать, при каких обстоятельствах они сделаны, откуда тот или иной автограф. Дома понял, что у меня тоже есть подобный архив. Как раз пришло приглашение на фестиваль в Севастополе, где меня попросили провести творческий вечер. И я поехал с подборкой из своей домашней коллекции. Потом повторил этот опыт в лаконичном варианте в Чебоксарах, более развернутом — в Оренбурге, где снимался у Александра Прошкина. Для съемок был нужен комбайн, и местная власть сказала, что предоставит машину, если Сухоруков выступит с сольным вечером. Пришлось покуражиться, включить клоуна... Но только здесь, в Ессентуках, я решил пуститься в трудную дорогу длиной в жизнь, объединив эти фотографии в цельный рассказ».

Главное в этой жизни — кино, которое, как известно, начинается со сценария. Какие «сигналы времени» и «портрет эпохи» улавливает в нынешнем сценарном деле Сухоруков?

«Много мусора, глупостей и штампов», считает Виктор. Без сериалов, которыми забиты телеканалы, увы, не обойтись — хотя бы потому, что коллеги зарабатывают на них деньги, пусть и жалуются, что мало перепадает славы. «А ты посмотри, что делаешь, — говорит им Сухоруков, — из сериала в сериал одно и то же, ни артистизма, ни перевоплощения, ни интриги: нет образа человека».

Еще ему странно, что во многих фильмах «девчонки превращаются в парней: это они, а не инфантильные и нафталиновые мужики, хомутают свои объекты любви. Те годятся разве что цветочки поливать. А женщины — сильные, мощные, яркие: чтобы такую свалить, наливного яблочка из «Сказки о мертвой царевне...» мало, нужен цианистый калий, канистры бензина. Все паханши!.. А сценарии от сериала к сериалу пишет будто одна гвардия. За редкими исключениями. Притом что сюжеты в России под ногами валяются, под мышками носятся, на голову падают. А кинокомпаний пруд пруди: в природе названий птиц меньше...».

Плаванье «по волнам памяти», начавшееся на спектакле, продолжилось и во время беседы с журналистами. Не обошлось без сюжета о картине «Бедный, бедный Павел», где Сухорукову пришлось выдержать конкуренцию с такими претендентами на заглавную роль царя — «полудурка, бодренького чувачка», как Игорь Скляр и Константин Райкин, а определила окончательное решение режиссера Виталия Мельникова сочно сыгранная сцена с Олегом Янковским — элегантным графом Паленом.

Припомнил Виктор Иванович и съемки «Острова» Павла Лунгина, куда, кстати, режиссер позвал актера по совету исполнителя главной роли Петра Мамонова. «Побойся бога, Петя, какой он Филарет — бандит бандитом». Но Мамонов настаивал: «Позовите, вы его не знаете». «Витя, я ничего не понимаю, — обратился тогда режиссер к Сухорукову, — но Петя просит, давай попробуем»... И вот уже идут съемки. Белое море в окрестностях Кеми, 4 утра, полусонные актеры бредут на тяжелую смену в условиях холода и сырости. Отснята четверть картины — вдруг Лунгин в тулупе застывает, глядя вдаль. Отменяет съемки и лишь через сутки объявляет, что «нашел кадр». Огромное количество материала, не соответствующее тому, что у режиссера в этот момент «взорвалось внутри и нарисовалось», выброшено, все начинается с нуля...

Особенно много у Сухорукова рассказов о работе с Алексеем Балабановым. В это время экран демонстрирует нам фото Виктора, Алексея и его оператора Сергея Астахова в обнимку. Сергей Валентинович тоже приехал в Ессентуки — заседать в жюри. Балабанова, увы, давно нет на свете...

— Леша был сложный человек, мы много спорили. Например, он считал, что снимать актеров нужно не более одного раза. «Как так?! — недоумевал я. — Тогда давай отправим на помойку Феллини, Антониони, Данелию, Тарковского, по полжизни сотрудничавших с актерами, с которыми они понимали и чувствовали друг друга... Может, до него и дошло, мы отработали вместе шесть картин, прежде чем — р-раз! — и он, без каких-либо объяснений, прекратил со мной сотрудничать.

Возник разговор и о том, почему не пошли навстречу многочисленным пожеланиям зрителей и не сняли после гибели Сергея Бодрова-младшего завершение легендарной эпопеи — фильм «Брат-3». Ведь сегодня при помощи нейросети можно визуально «оживить» человека... «Рассказываю впервые, — заметил Сухоруков, — я предлагал это Балабанову и Сельянову. Вы представляете: мексиканцы помогают моему герою спастись из американской тюрьмы, он добирается в трюме танкера до Петербурга, стремится найти брата, но все время что-то мешает, и все-таки в конце они идут навстречу друг другу — Сухоруков и живой, невредимый Бодров. Что творилось бы в зрительном зале!.. Но режиссер и продюсер на это не пошли и правильно сделали. Вышла бы спекуляция. Балабанов так не мог, кино было его жизнью. Сделать плохо — все равно что помереть. Вот такое отношение к делу.

Сегодня из кино ушли профессионализм и ответственность, с горечью констатирует Сухоруков. Раньше артист шел на съемки с мыслями о роли, а не о том, какой кожей должен быть обит салон подаваемой ему машины. «У меня нет райдера, моя главная радость — получение роли, участие в съемках новой истории. Я должен так ее украсить, чтобы режиссер и продюсеры не пожалели о приглашении меня в проект. Надо быть бескорыстным в своих затратах и ничего не ждать взамен».

В прежнем кинематографе, продолжает вспоминать актер, были трепет, восторг, уважение и преданность. В фильме «Начало» Чурикова приходит в актерский отдел и спрашивает: «И что, я больше не нужна? Мне что, домой ехать?..» «Да, поезжайте», — отвечают ей. «Странно, — говорит она — и плачет... Теперь все не так — скорей, бегом!

Кинематограф стал высокотехнологичным, но бездушным, гламурно-визажисто-макияжным, салонно-витринным, но не художественным. Не зря уникальный режиссер Бекмамбетов сказал о своем фильме «Девятаев», что это аттракцион. Для поколения Сухорукова кинематограф был искусством, вот разница.

В спектакле «Играю про себя» в какой-то момент на экране появляется и фото Татьяны Дорониной, правда, без личного автографа, но за этим тоже своя история. Суть в том, что артист смолоду был влюблен в Доронину. Вот удивил, скажете вы, да тогда полстраны было в нее влюблено. Но Сухоруков — не полстраны, он непременно хотел познакомиться лично. И однажды, приобретя коробку дефицитного мармелада, отправился к дому Татьяны Васильевны. Поднялся на этаж, позвонил в дверь. Доронина спросила, кто там.

Ответ Виктора о цели визита ее не впечатлил, и дверь не открылась. Соискатель позвонил еще раз, и еще, пока артистка не пригрозила милицией. Огорченный Сухоруков посидел на скамейке во дворе и, оставив мармелад, ушел.

«Думаю, она забыла эту историю. Хотя спустя годы на каком-то официозе даже читала мою фамилию в наградном списке, но встретиться так и не пришлось. Впрочем, пару лет назад мы оба оказались зрителями одного спектакля. Я сел, и вдруг зрители зашуршали — «Доронина... Доронина...». Она входит в окружении двух молодых людей, в атласном платье василькового цвета... И чувствую, что идет по ряду сзади меня, я даже ощутил запах ее духов... Села прямо за моей спиной, но я не обернулся. Почему — бог его знает, ведь мог обернуться и сказать: «Здрасьте, Татьяна Васильевна, а я Сухоруков, я Вас люблю!..» Ан нет... вдруг я весь какой- то застывший стал, так и просидел спектакль».

Под занавес Виктор Сухоруков сообщил, что ушел из Театра Моссовета, но пока не решил, где начнет трудиться с сентября. Рассказал, что закончил сниматься в драме Алексея Сидорова «Чемпион мира» — о громком поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Поделился сожалениями, что залег где-то на полке 16-серийный фильм Елены Николаевой «Цыпленок жареный», где он, главарь петроградской мафии, вступает в схватку не на жизнь, а на смерть с начальником комиссии по борьбе с контрабандой спиртным и наркотиками (Виктор Добронравов), а в роли его марухи выступает Ирина Пегова.

На мой завершающий вопрос, много ли автографов осталось в сундучке, Виктор Сухоруков ответил: «Несметное количество».

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

Они - наши братья, и вовсе не меньшие, говорят о героях своей картины знаменитые кинематографисты

Дарья Ефремова
Труд
Анна, Дмитрий и их любимец Ветер. Изображения предоставлены компанией «Карропрокат»

18 мая «Карропрокат» выпускает на киноэкраны фильм Дмитрия и Анны Шпиленков «Огненный лис», ставший хитом 47-го Московского международного кинофестиваля. Эмоциональная и красивая история, рассказанная...

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

В опере, как и всюду, большое начинается с малого, убежден худрук конкурса «Нано-опера»

Сергей Бирюков
Труд
Сегодня «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана – один из главных оперных театров страны. Фото предоставлены «Геликон-оперой»

На телеканале «Россия-Культура» готовится к показу гала-концерт участников конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А все туры соревнования уже можно посмотреть на медиаплатформе «Смотрим»...

Дух Чехова собрал в Мелихово театры трех континентов

Дарья Ефремова, Мелихово - Москва
Труд
Таким увиделся «Вишневый сад» японскому гостю знаменитого чеховского фестиваля. Фото предоставлено устроителями

В Подмосковье открылся один из старейших российских театральных фестивалей — XXIV «Мелиховская весна». На площадках знаменитого музея-усадьбы Чехова — настоящий сценический марафон: более двух...

Губернатор Петербурга выдал пару ранее неизвестных фактов о Петре I и основании Петербурга

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на праздновании 320-летия Кронштадта с поистине зажигательной речью: «Единая воля Петра позволила построить город Санкт-Петербург и город Кронштадт. Тогда тоже было много...

На этой выставке представлены редкие и малоизвестные снимки писателя

Дарья Ефремова
Труд
Фото: Mary Evans Picture Library, globallookpress.com

В московском Доме-музее Чехова проходит выставка «Лучшей фотографии у меня нет», где представлено около сотни уникальных снимков писателя, выполненных профессионалами и любителями. Улыбчивый, иногда мрачный, порой...

Летние художественные выставки - прекрасный повод для путешествия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Соборная гора в Серпухове. Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Лето в музеях: Чуть было не написала — в межсезонье. Да какое межсезонье — наоборот, публика начинает активно путешествовать и получает возможность увидеть то, что происходит в других...

Юрай Чинтула выстрелил в Роберта Фицо несколько раз; политик находится в крайне тяжелом состоянии, за его жизнь борются врачи 

Стрелявший в Роберта Фицо мужчина сразу после задержания. Кадр видео с YouTube

Журналисты выяснили личность мужчины, напавшего в среду, 15 мая с огнестрельным оружием на словацкого премьер-министра Роберта Фицо. По предварительным данным, преступником является известный словацкий писатель и поэт, один из основателей литературного...

Велика Россия, а чиновники везде одинаковые. Если можно чего-то не делать, то они это обязательно и не сделают

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора
Труд
В Нальчике тихо умирает очень красивый дом XIX века, имеющий гордый статус памятника культурного наследия федерального значения, известный как «дом Лепешинских»

В очередной раз убедился в этом, побывав на днях в Нальчике. В этом курортном городе, который когда-то претендовал на звание красивейшего на Северном Кавказе, тихо умирает очень красивый (тоже некогда) дом...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?