В немецком Висбадене принцип «время — деньги» превращается в новое направление гастрономического бизнеса.
Продавщицей времени выступает бывшая россиянка, 24-летняя Дарья Волкова, которая открыла в Висбадене свое кафе Slow Time. За кофе и сладости там денег не берут — угощаться можно сколько душе угодно. В меню — лишь время: одна минута стоит 5 центов, один час обойдется в 3 евро. Вход — 2 евро, и в эту сумму включены первые 30 минут. Когда гости засиживаются и теряют счет времени, выручка кафе растет.
Само помещение напоминает уютную домашнюю комнату. Желающие могут даже разуться: гостям предлагаются тапочки. На столах горят свечи, с полки можно взять какую-нибудь настольную игру или книгу. Но провести оплаченное время можно и с ноутбуком: Wi-Fi в кафе есть, счет за него тоже идет на минуты. И стены увешаны часами. Вот только все они показывают разное время: гостям полагается забыть, который час, и отдохнуть от повседневной суеты.
А еще в кафе есть контрабас. На нем иногда, под настроение, играет Маркус Вах, парт-нер Дарьи по бизнесу и по жизни. Кстати, в кафе можно приносить с собой напитки и даже еду (например, заказать с доставкой пиццу). То есть цель заведения — чтобы люди могли встретиться и пообщаться, потратив на это меньше денег, чем в обычном баре.
А есть такие кафе и рестораны, просить счет в которых попросту не принято. Выпил кофе с куском пирога — заплати, сколько считаешь нужным. Это не щедрость хозяев, а маркетинговый ход. По системе Pay what you want (что в переводе означает «плати, сколько хочешь») во всей Европе успешно работают также кинотеатры, парикмахерские и даже отели. Брать с гостей ровно столько денег, сколько те сочтут нужным оставить, стали в последнее время и немецкие гастрономы.
Одним из первых демократию на цены ввел владелец персидского ресторана Kish во Франкфурте-на-Майне. Каждый день в этом заведении предлагают «обеденный буфет», где посетитель может положить себе целую тарелку любых блюд. К обеду здесь подают баранину, говядину, цыплят, а также овощи, различные сорта риса, соусы и фруктовый салат в качестве десерта. Вначале такой обед стоил 7,99 евро. Теперь же гость платит за него столько, сколько хочет.
Для владельца это был рискованный эксперимент. Однако бизнес пошел в гору: каждый день на обед стали приходить 130-150 человек. Необычная система оплаты привлекла новых клиентов, которые, правда, не отличались щедростью. С другой стороны, к удивлению хозяина, никто не уходил, не заплатив вообще ничего. В первый день за обед в среднем люди отдавали 7,46 евро. Затем средний ценник упал до 5 евро. Потом цена выровнялась, и ресторан стал зарабатывать в среднем за один обед 7 евро. И хозяин считает, что эксперимент принес ему косвенную прибыль: «Люди приходят, пробуют персидскую кухню, узнают ресторан — и возвращаются вечером уже на нормальный с точки зрения оплаты ужин».
Честность клиентов, расплачивающихся по системе PWYW, подтверждает и специальное исследование, проведенное во Франкфурте. Оно показало, что 89% покупателей платят за товар или услугу среднюю цену. Решающими факторами оказываются доход и экономность. Обычно богатые платят больше, чем нужно, бедные — меньше.