По данным ООН, 1,1 млрд человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, 2,6 млрд человек не имеют достаточного доступа к воде для гигиенических процедур. Согласно прогнозам, к 2020 году использование воды в мире увеличится на 40%, а к 2025-му два человека из трех будут испытывать нехватку воды.
«Сейчас в России изношенность сетей составляет 60 -70%. Страшно сказать, но в некоторых случаях она доходит до 100%. Есть потенциальная угроза, что через
Действительно, по данным годового отчета компании, сегодня система водоснабжения России испытывает системный кризис, связанный с недофинансированием в течение последних 20 лет. Инфраструктура
По состоянию на конец 2011 года централизованным водоснабжением в России пользуется 106,5 млн человек. Общая протяженность водопроводных сетей в населенных пунктах страны составляет 463 тысячи километров. В то же время, по оценкам Global Water Intelligence, тарифы на услуги ВКХ в крупнейших городах России в среднем меньше в 8,8 раза, чем в Дании, в 5,8 раза, чем в Австралии, и в 5,3 раза, чем в Германии.
«В отличие от тех же европейцев, мы не понимаем и не знаем, за что платим. Да и разбираться в этом никому не хочется: какой износ сетей, какая модернизация? Главное, чтобы из крана вода шла. А в Европе люди платят за аналогичную услугу куда больше, и разбираться, за что именно они отдают свои деньги, им приходится, — отмечает Дмитрий Пузанов. — Наш же потребитель даже в ТСЖ не хочет активно участвовать, зато любая лишняя копейка в счете заканчивается скандалом».
И в этой ситуации в первую очередь каждому (а холодной водой и канализацией пользуется уж точно каждый житель мегаполиса, сложно себе представить дом без канализации) необходимо понять, что услуга поставки воды — это экологическая услуга. Нужно пытаться сэкономить не только деньги, но и ресурс. Необходимо повышение грамотности населения, и тут уж все меры хороши.
«Мы, например, открыли службу одного окна, куда потребители могут обращаться по всем вопросам, связанным с ВКХ по нашим поставщикам услуг. Ведь даже если произойдет авария, например, около вашего дома, вы знаете, куда звонить? Абсолютное большинство даже номера своей диспетчерской не знает, а ведь это по вопросам внутри дома, а не снаружи», — отмечает эксперт.
Что касается непосредственно тарифов, участники отрасли уверены: если не начать закладывать это в тарифы сейчас, то потом придется заплатить тройную цену. Проблема началась еще в
«В целом сегодня россиянин еще не достиг того уровня, чтобы осознать, что он потребляет и по какой цене. Защищать в тарифном регулировании нужно те слои населения, которые не могут себе позволить платить за услугу. И это головная боль государства, как и то, что в ВКХ нужно привлекать грамотных частных инвесторов, которые готовы к долгосрочной перспективе, но предъявляют более жесткие требования. И вот этот гордиев узел должно разрубить именно государство. А вообще лучше заботиться о повышении доходов, а не о регулировании тарифов. Мы делаем все, что от нас зависит, но сети все же не вечные», — подытожил эксперт.