"Впервые в истории Болгарии в наших школах не учат русский язык. А ведь его преподавание не прекращалось даже во время фашизма! " - с горечью говорил мне популярный болгарский поэт Любомир Левчев. Это только кажется, что русский и болгарский языки похожи как две капли воды. Сопровождавшая московских журналистов Цветанка Кръстева, помощник пресс-секретаря мэра Софии, школу окончила недавно и представляет собой первое поколение без русского. Увы! За сутки, проведенные вместе, мы так и не смогли понять, о чем пыталась нам поведать, оживленно жестикулируя, эта очаровательная девушка. Нетрудно представить, сколько взаимного непонимания и обид накопилось у Болгарии с Россией, говоривших последнее десятилетие каждая о своем и на своем.
В том, что лед отчуждения еще крепок, что в Болгарии есть силы, которые не очень-то стараются его растопить, стало ясно из встречи Лужкова с премьер-министром Иваном Костовым. Московский мэр попытался прежде всего привлечь внимание главы болгарского правительства к запланированному в июне введению визового режима между обеими странами: "Этот акт уменьшит возможности человеческого общения. От резкого уменьшения числа туристов проиграют обе страны".
Другой вопрос, поднятый им, касался памятников советским воинам. Опасность их разрушения уже миновала, но святыни по-прежнему оскверняют хулиганские надписи. И, в-третьих, Лужков попросил содействия Костова в поставке заводом "Вама" 4,5 тысячи двигателей для зиловских "бычков". Сам завод принял это предложение с радостью. Но для выполнения заказа нужны деньги. Вот о правительственных гарантиях под кредит для "Вамы" и шла речь. С прямотой, поразившей представителей болгарских СМИ, Лужков дал оценку этой встрече, проходившей за закрытыми дверями: "Я не уверен, что решится хоть что-нибудь, так как не получил ответа ни на один поставленный вопрос".
Результат огорчил, но не обескуражил Лужкова. Ведь главная цель, ради которой была организована поездка, к этому моменту была уже достигнута - Москва и София подписали договор об обмене недвижимостью. Благодаря этому документу российский МИД стал собственником в Софии великолепной школы с бассейном, где вместе учатся российские и болгарские дети. Сама же Москва в обмен на здание на Ленинградском проспекте, где прежде располагался болгарский культурный центр, и на часть дома на Кузнецком мосту получила особняк, в царские времена принадлежавший русскому послу в Болгарии. Трудно переоценить значение этого прецедента. Ведь фактически на межмуниципальном уровне решен вопрос о российской собственности за рубежом, о который сломали зубы дипломаты на межгосударственном уровне. "Для нас эта собственность важнее других, - сказал Лужков, едва прибыв в Софию. - С ее помощью нам легче обрести утраченное взаимопонимание, вновь найти точки взаимодействия".
В самое ближайшее время в этих особняках откроются Дом Москвы в Софии и Дом Софии - в Москве. Другими словами, язык политиков обогатит самый понятный во все времена язык культуры, торговли и экономики. София уже изъявила готовность закупить у нас столько "Москвичей", что немедленно встал вопрос о создании Москвой центра по их техническому обслуживанию. Впрочем, достаточно беглого взгляда на любую софийскую магистраль, чтобы убедиться: и сегодня "Москвич" в Болгарии самый народный автомобиль.
Понятно, что во многом это идет от бедности - у Болгарии сейчас времена еще более тяжелые, чем у нас. Где та чистенькая, ухоженная страна, бывшая долгие годы для советских туристов окном в Европу? Со стен давно не ремонтированных домов даже в центре Софии сыплется штукатурка, кругом засилье разномастных киосков, вид которых напоминает Москву 1993 года. Сырость и холод в квартирах - паровое отопление так дорого, что большинство населения вынуждены его отключить или в крайнем случае оставляют одну обогреваемую комнату. Европейский рынок, куда так рвались болгарские власти, так и не принял Болгарию, ей просто не с чем туда выходить, а связи с Россией политики, по сути, порушили.
Российская столица пытается их восстановить. "Завоевывайте наш рынок лекарств, - призывал Лужков руководителей "Софармы". - Опоздаете - рынок будет чужим". Звал и виноделов. Строителей же Главболгарстроя и звать не пришлось - они и не уходили с московских строек. А мэр Плевена Найден Зеленогрски сам нашел нас и попросил: "Обязательно напишите - мы ждем русских туристов, нам очень плохо без них".
Нынешний премьер на призыв Москвы не откликнулся. Сейчас, накануне новых парламентских выборов, он в основном занят скандалами, которые один за другим сотрясают его кабинет и партию. Болгария не успела еще примириться с тем, что ходе приватизации ее "приземлили", продав авиакомпанию "Балкан" почти за гроши - за 160 миллионов долларов, одной израильской фирме. Даже наши "Внуковские авиалинии" предлагали цену втрое дороже. Их не допустили на аукцион по чисто политическим мотивам. А теперь израильская фирма распродала все добро в розницу - здания, самолеты - и, выручив 800 миллионов долларов, вернулась на свою историческую родину. Страна же осталась без национального авиаперевозчика.
Трудно заподозрить в особой любви к России и нынешнего партнера Москвы мэра Софии Стефана Софиянского - ярого сторонника вступления Болгарии в НАТО. Активные переговоры, которые он сейчас ведет с российской столицей, продиктованы, скорее, по мнению аналитиков, заботой о собственном будущем. Дело в том, что Стефана Софиянского сейчас называют одним из наиболее реальных кандидатов на пост премьера в новом правительстве. Надеяться же на то, что в стране, где 70 процентов населения активно выступают за союз с Россией, повторится необъяснимая история и к власти снова придут сторонники 30 процентов противников этого союза, не приходится. Поэтому и предпочел Софиянский заранее запастись козырной картой для избирателей, чтобы иметь возможность сказать перед выборами: "Я дружил с Москвой даже тогда, когда против этой дружбы выступало правительство..." Впрочем, что в этом плохого? Ведь истории известно немало случаев, когда из браков по расчету со временем вырастали крепкие союзы, основанные на любви и дружбе.