Наши волейболисты досрочно завоевали путевку в финал Мировой лиги. Корреспондент «Труда» побеседовал с главным тренером сборной Владимиром Алекно.
О патриотизме и деньгах
— Владимир, о первом своем опыте в сборной в 2007–2008 годах вы говорили: «Был успех, но не было результата». А разве «бронза» на Играх в Пекине — не результат?
— Смотря как оценивать. Вполне ясно, что наша держава, естественно, хочет большего, тем более что она этого заслуживает. Во все времена, даже самые тяжелые,
— Сейчас с вами подписан контракт, по которому вы возглавляете национальную сборную, и закончится он после Олимпиады в Лондоне. А как смотрите на совмещение обязанностей наставника сборной с тренерством в «Зените»? Такое совмещение в хоккее на примере Быкова дало отрицательный результат...
— Отрицательный результат? Так, на всякий случай напомню — Быков двукратный чемпион мира и выиграл с клубом Кубок Гагарина: Знаю одно: мои предшественники Вячеслав Платонов и Геннадий Шипулин совмещали обязанности, и все было хорошо — побеждали.
— И все же не боитесь ли наступить на хоккейные грабли? Если даже выиграете Мировую
— Нет, не боюсь. Хоккей — совершенно другой вид спорта, там другие нагрузки, комбинации, там все другое. А чтобы участвовать в Играх, туда еще надо попасть. Кроме Мировой лиги в этом году мы будем участвовать в чемпионате Европы, и успешное выступление на нем даст нам возможность поехать в Лондон. То есть до Олимпиады надо пройти долгий, сложный путь.
— При назначении на пост вы заявили, что хотите отказаться от зарплаты за руководство сборной и призывали к этому своих коллег и подопечных: Получается, работаете за идею и за возможные призовые после Игр?
— Пытаюсь выстроить работу прежде всего на продуманном энтузиазме. Ни я, ни игроки денег не получаем. Мои же помощники имеют контракты и заработную плату. Я считаю, что ребята, пришедшие в сборную, могут себе позволить играть за честь флага России на безвозмездной основе. Хотя есть другая сторона медали: если победим на Играх, то получим очень хорошие призовые.
— И
— В данный момент я могу отвечать только за себя и волейбол. Сегодняшняя реальность — материализм — имеет огромное место не только в спорте, но и в жизни в целом. И во многом он нивелирует основные качества победителя — например, патриотизм. Китайские специалисты на Олимпиаде делились со мной: «Мы из спортивной советской школы взяли все самое лучшее, наработанное годами. И самое главное в этом — командный дух и честь с достоинством представлять свою Родину!» Подчеркну: патриотизм на первом плане. Если ты пришел в сборную, то это не та ситуация, где надо заколачивать деньги. Очень рад, что в команду сейчас пришли патриотически настроенные ребята. А ведь они воспитывались в тяжелые девяностые, и что тогда у нас было? Сплошные «Сникерсы» и «Марсы», гимна не знали: А сейчас поют, и каждый хочет для России завоевать «золото» на Играх. Сегодняшние ребята, думаю, на правильном пути.
— Представляю себе, если бы Гусу Хиддинку, Дику Адвокату предложили поработать бесплатно: Кстати, вы не в курсе, сколько получил за контракт ваш предшественник Даниэль Баньоли?
— Честно, не знаю. И суммы контрактов сейчас меня не интересуют.
— Но совершенно логично было бы получать вам такую же сумму, а может, даже и большую? А то получается прямо по Грибоедову: ценим «всех званых и незваных, особенно из иностранных». Не обидно вам?
— Обидно за то, что все
О трудолюбии и менталитете
— Бывший главный тренер женской сборной России по волейболу Джованни Капрара после поражения от китаянок в четвертьфинале олимпийского турнира признался: «Думаю, что основная причина поражения лежит в российском менталитете: Россиянам не хватает трудолюбия и должного настроя на матчи высокого уровня. Я пытался изменить менталитет, но не справился. Это моя главная ошибка». Вы не считаете, что россиянам не хватает трудолюбия?
— Конечно же, не считаю. Я не знаю, как Джованни мог так сказать. Да, на ура можно выиграть одну, две встречи. Не более. Но он же с этими девочками выиграл чемпионат мира, а без упорства и трудолюбия такие вершины не берутся.
— У вас есть опыт работы во Франции. Когда у нас критикуют иностранных тренеров, то говорят, что им в силу их менталитета и
— Да, я проработал несколько лет во Франции, и в силу необходимости мне пришлось выучить их язык. Даже при хорошем переводе спортсмен не все выполнял, что я его просил. Этот барьер очень мешает. Пусть и иностранцы учат русский язык, а всякие отговорки, что он сложный, — не в счет. Французский тоже не прост, главное — было бы желание.
— Владимир, можете ли представить, что перед ответственным матчем волейболисты сборной могут расслабиться с пивком и кальяном? И что за этим с вашей стороны последует?
— Если только в страшном сне. Просто не могу представить себе такого, для меня это фантастика.
— В сборную по хоккею хотят привлечь психолога. В волейбольной сборной нужен такой специалист?
— Сегодня такие специалисты, может быть, и не лишнее звено в сборной, но они должны быть членами команды и начинать свою деятельность с первого дня ее существования, оказывая непосредственную помощь игрокам. А не
— Почему после поражения вы всегда берете вину на себя?
— Есть такая спортивная аксиома: выигрывает команда, проигрывает тренер. Потому что коллективная ответственность — это никакая
— Владимир, вы говорили: «Если честно, тренировать женщин я, наверное, не хотел бы». Боитесь не справиться с женскими капризами и ссорами?
— Мне одна волейболистка предлагала: «Приходите к нам, попробуйте нас тренировать». Просто, мне кажется, у девушек все
— Агрессивность можно воспитывать?
— Если говорить о личных качествах лидера в команде, то они должны быть от природы.
Победить Бразилию...
— Игрок «Зенита», американец Ллой Болл говорил, что было удивительно смотреть на россиян, которые выиграли на Олимпиаде лишь третье место, а получили по машине и крупному чеку. Американцам же дали куда меньшую сумму за «золото» и грамоту. Как воспринимаете эти откровения?
— Мне действительно жалко американцев, что они выиграли «золото» для своей страны, но их практически не знает никто в США, кроме узкого круга профессионалов. Была бы моя воля, я отдал бы ту машину, которую мне и не дали, за медали высшей пробы. Купил бы на личные и отдал в Америку, но только бы выиграть Олимпийские игры. Знаю Болла и Стэнли, они готовились к Играм в Пекине, снимали за свои деньги гостиницу для себя и семьи. И на Олимпиаде они играли не за BMW, а за свою Родину. И самое важное для нас то, что написано на груди, а не на спине. Все премиальные, все машины — это не главное, а только приятные составляющие после победы.
— Ваша команда сейчас в Мировой лиге выступает блестяще, а вы, Владимир, утверждаете: «Мы не фавориты». Как понимать эту реплику, что это — жеманство или боитесь, что сглазят?
— Просто последние десять лет сборная ничего не выиграла. Нам дают самые большие авансы: мол, россияне фавориты, самые высокие, самые мощные… А когда себя переоцениваешь и незаслуженно воспринимаешь то, что тебе приписано, — ты никогда ничего не выиграешь. Лучше сравнить себя с бразильской сборной и в итоге победить ее. А для этого надо много работать.
Досье «Труда»
Владимир Алекно, тренер
Родился 4 декабря 1966 года в Полоцке.
Достижения: