- Василий Иванович, вы действительно считаете, что в российской высшей школе дела совсем плохи?
- Слава Богу, в последнее время немного стали поправляться. В советские времена у нас было 216 студентов на 10 тысяч человек. К середине 90-х их число упало до 170, а сейчас поднялось до 260. А надо иметь 340 - 360.
- Но ведь нынешних-то специалистов не знаем куда девать... Ваш университет по численности студентов уступает немногим вузам. А знаете ли вы об участи своих выпускников? Много ли среди них тех, кто сейчас льет слезы из-за того, что диплом в кармане, а работы нет? Или работа есть, да платят за нее гроши?
- За своих я большей частью спокоен. И потому, что мы готовим кадры, нужные обществу, и потому, что наших выпускников не пугает конкуренция на рынке труда. Ведь во многом изменилось и само студенчество. У них сегодня иная жизненная философия. Еще лет десять назад многие учились и подрабатывали. А сейчас, наоборот: работают и "подучиваются". В МГСУ из 30 тысяч на дневном отделении учатся только 6 тысяч, а остальные - на вечернем и заочном. Да и "очники" чаще всего находят место в жизни уже на втором-третьем курсах.
- Это хорошо или плохо?
- Человек получает знания и в студенческой аудитории, и в процессе работы по специальности. Больше всего в новом поколении я ценю рациональное отношение ко времени, умение плотно выстроить жизнь. Им мало одной специальности, за шесть с половиной лет они хотят получить сразу две. Представляете, у нас каждый пятый студент с третьего курса желает учиться еще на одном факультете!
- Словом, ситуация, когда образовательные заведения фактически выпускают безработных, вас не касается?
- Но проблема трудоустройства очень волнует. Выделяя деньги на подготовку кадров - а у нас примерно половина специальностей финансируется из бюджета страны, государство фактически самоустранилось от их распределения. Мы не получаем даже профессиональной оценки рынка труда и прогноза, какие специалисты нужны сегодня, а какие потребуются, предположим, через пять лет. Складывается впечатление, что никого вообще не интересует, насколько рационально молодые специалисты будут использованы.
Недавно Министерство труда и социального развития и Минобразования наконец заключили договор, направленный на то, чтобы восполнить эту брешь. Но пробивать ее начали сами ребята. На базе нашего университета в феврале прошел Всероссийский слет студентов, обучающихся по специальности "социальная работа". Его участники обратились в правительство России с предложением создать Всероссийский центр содействия трудоустройству выпускников вузов. Вице-премьер Валентина Матвиенко, министр образования Владимир Филиппов и министр труда и социального развития Александр Починок поддержали его. 1 сентября такой центр на базе МГСУ развернет работу.
- Но пока вузы, получается, почти вслепую решают, сколько и каких специалистов готовить? Бедные абитуриенты! Как им-то не ошибиться при выборе?
- "Контрольные цифры" набора студентов, обучающихся на бюджетной основе, нам все-таки спускают сверху. Правда, никаких преимуществ в будущем попавшим в их число не дает. Тем сильнее моральная ответственность вуза за судьбу питомцев. Это она заставляет нас оперативно реагировать на малейшие изменения в стране. Например, в обществе сейчас явный избыток юристов - их "напекли" в основном негосударственные вузы. В связи с этим МГСУ пришлось сократить набор по традиционным специальностям, связанным с правом, и в то же время помочь молодежи отыскать на этом поле свободные ниши. В частности, в России очень мало специалистов в области пенсионного права. Недавно мы открыли кафедру по пенсионному праву. Едва стал очевиден дефицит юристов по семейному праву, у нас появился факультет ювенального права. Единственный в России институт социального страхования - тоже у нас.
После краха финансовых пирамид на улице оказалось множество квалифицированных экономистов и финансистов. Чтобы не пополнять их ряды, мы рекомендуем абитуриентам овладевать до сих пор редчайшей и пользующейся спросом специальностью "бухгалтерский учет, анализ и аудит". Среди главбухов страны от силы треть с высшим образованием, у остальных за плечами курсы.
- Высшая партийная школа, родом из которой ваш университет, всегда славилась партноменклатурной корпоративностью выпускников. Можете ли вы сказать, что и в МГСУ студент не только получает профессию и диплом, но и приобретает единомышленников, коллег, заводит связи, которые будут ему полезными на протяжении всей жизни?
-Мы не стыдимся прошлого и гордимся настоящим своего университета. От ВПШ нам достались только 586 студентов дневного отделения, большинство из которых, как и я, ни дня не были на партийной работе, да еще 150 преподавателей и сотрудников. Вся материально-техническая база партийного учебного заведения досталась не нам. Мы же оказались в буквальном смысле на улице. И только через год получили здание, строившееся для ПТУ.
А теперь сравним. В Московской ВПШ было 6 специальностей, 18 кафедр и примерно 2,5 тысячи студентов. В МГСУ 63 специальности,73 кафедры, более 30 тысяч студентов, даже площадь и то вдвое большая. Все это создано общими усилиями ребят - хозяев вуза и научно-педагогического коллектива, для которого формирование образованного специалиста неразрывно связано с воспитанием гражданина. В такой среде, естественно, складываются отношения, при которых люди дорожат друг другом.
- Сейчас в молодежной среде столько проблем - наркомания, алкоголизм, СПИД...А у вас, говорят, в университете даже не курят. Неужели это правда?
- Имея 30-летний стаж курения, 8 декабря 1994 года я выкурил последнюю сигарету. Полагаю, что тем самым я получил моральное право начать трудный диалог со студентами. "Знаете ли вы, - спрашивал я, - что находится по периметру парка Лосиный остров, на территории которого и стоит университет?" Тем, кто не знал, объяснял: "В течение XVII, XVIII и XIX веков здесь было построено 20 храмов. Какие-то из них разорены, какие-то - восстановлены...И лишь один построен заново: храм науки, образования и культуры, наш университет...В храме курят? "Поначалу "нет" звучало неохотно. Теперь правило "у нас не курят" стало нормой.
Между прочим, здоровый образ жизни, которым так гордятся американцы, начинался с того, что первыми отказались от курения студенты и преподаватели университетов США. А мы что, хуже?