Перед началом чемпионата Европы по футболу на Украине и в Польше корреспондент «Труда» побеседовал с одним из героев Евро-1988, легендарным форвардом Олегом Протасовым.
— У вас была блестящая карьера в сборной СССР. А с кем из партнеров у вас было наилучшее взаимопонимание?
— С Геннадием Литовченко. Мы встретились с ним в классе седьмом или восьмом. И сразу, еще до выхода на поле, почувствовали особое доверие друг к другу. Потом много лет играли вместе. Около 20, наверное. «Днепр», «Динамо», сборная, «Олимпиакос»: А когда выступали за «Динамо», в Киеве даже получили квартиры по соседству. Чтобы нападающий раскрылся, рядом должны быть люди, которые умеют вовремя и точно ему дать пас. Такого идеального взаимодействия, как с Литовченко, у меня больше ни с кем не было.
— Вы часто играли в паре с Игорем Белановым, и некоторые болельщики проводят параллель с дуэтом Кержаков — Павлюченко.
— Такие параллели считаю неуместными. Сходство чисто внешнее: один форвард большой, другой маленький. Но на этом сходство и заканчивается. В те годы игровая схема была совсем другая. Кроме того, многое зависело от того, кто у нас был соперником. Иногда Лобановский ставил нас в дуэте, иногда выпускал на поле лишь одного из нас.
— В стартовом матче Евро-1988 вам удалось победить будущих чемпионов — голландцев.
— Лично у меня тот матч не вызвал восторга. Франк Райкард играл против меня персонально. Играл не по годам грамотно и хладнокровно, хотя он со мной одного возраста. Был настолько энергичным и мощным, что в течение всего матча мне лишь ценой огромного напряжения удавалось освободиться от его опеки. Я никогда в жизни так сильно не уставал, как после матча с голландцами в группе.
— В следующем матче — против Ирландии — именно вы сравняли счет на последних минутах. Тяжело это сделать, когда давит такая ответственность?
— Разве я знал, что я забью гол на последних минутах? Классом ирландцы нам уступали, но были очень неудобным соперником.
С самого начала пошла игра «на ножах». Они гол забили очень красивый, но довольно неожиданный, и в дальнейшем большие силы оттянули в оборону. А поражение в этом мачте могло нас оставить за бортом чемпионата. Но в раздевалке после матча чувствовали не радость, а скорее неудовлетворение. Получили втык от Лобановского и сидели с опущенными головами.
— Матч против сборной Англии получился намного лучше, хотя по классу соперники превосходили ирландцев.
— Во-первых, нам помог сверхбыстрый гол Сергея Алейникова, который он забил чуть ли не на первой минуте. Но и дальше у нас удачно шла игра в атаке. Два раза только я попадал в штангу, причем оба раза левой ногой. Тот чемпионат в плане левой ноги выдался для меня особенным. Хотя основной ногой у меня была правая. Но в финальной стадии Евро-1988 я забивал именно левой оба гола (англичанам и итальянцам), и еще в штанги попадал. На матч с англичанами мы так хорошо настроились, что, как говорится, даже не почувствовали их. Мы задавили сборную Англии прессингом, и они просто не проявили свой класс в этом матче.
— В следующем матче ситуация была аналогичная?
— Перед игрой со сборной Италии Лобановский даже раздал листки бумаги и попросил каждого из нас написать, согласны ли мы давить соперника прессингом в течение всего матча. И все написали, что согласны и готовы. И нам дали задание — накрывать итальянцев на всех участках поля. Я недавно пересматривал эту игру, и поначалу — весь первый тайм — ничего особенного в наших действиях не увидел. До первого гола шла равная борьба с итальянцами. Они за это время подустали. Но первый гол Литовченко забил уже во втором тайме. Через три минуты я забил второй, и мы ухватили победу за горло.
— Был шанс победить голландцев в финале?
— В финале по игре мы смотрелись против них не хуже, чем в групповом матче. Имели кучу голевых моментов. И я несколько запорол, и Литовченко, и Беланов — он даже не забил пенальти. На чемпионате Европы 1988 года впервые в истории нашей сборной футболистам были обещаны приличные, а не чисто символические премии. Но при этом, я и сейчас это уверенно утверждаю, мы бились не за премии, а за результат, за победу. Ради того, чтобы себя показать и наших болельщиков порадовать. В этом и был приоритет.
— И все-таки каков был размер премий?
— За второе место нам выдали по 22 тысячи немецких марок. При этом разрешили все эти деньги задекларировать, чтобы официально купить в Германии товаров и ввезти в Союз. И чтобы потом с женами выезжать в Германию и тратить эти деньги на себя. Это было впервые в истории советского спорта.
— Перейдем к предстоящему чемпионату Европы. Кого вы считаете фаворитом в группе, где играет сборная России?
— Я бы так сказал: группа, в которой играет Россия, не столь сложная, сколь опасная. Любая из четырех команд может закончить групповой турнир как на первом месте, так и на последнем. Впрочем, сборная Польши как хозяйка турнира в наименьшей мере претендент на последнее место.
— Из всех русских тренеров вы лучше всех знаете греческий футбол. Кто вам больше всех сейчас нравится в их сборной?
— Команда Греции сейчас играет в абсолютно другой футбол, не тот, что при Отто Рехагеле. Причем довольно зрелищный. Из ветеранов особо отмечу игроков обороны — Георгиуса Карагуниса и Константиноса Кацураниса, которые завоевывали звание чемпионов Европы еще в 2004 году. Они по-прежнему действуют на приличном уровне, по праву держат свои места в основном составе сборной. Вместе с ними играют молодые, но достаточно квалифицированные защитники. Мне очень нравятся также два подвижных техничных форварда — Димитриус Салпигидис и Георгиос Самарос.
— Сборную Испании вы считаете явным претендентом на «золото»?
— Насчет фаворитов — вопрос не ко мне. Но сборная Испании действительно впечатляет. Я смотрел матч сборной Испании против довольно сильной команды корейцев. Испанцы играли без футболистов «Барселоны», и даже в таком составе на голову превзошли довольно техничную, дисциплинированную и действующую с большой самоотдачей команду. Испанцы продемонстрировали, что могут много забивать даже сопернику, окопавшемуся у своих ворот.
— А вы собираетесь какие-то матчи смотреть вживую?
— Сейчас я нахожусь в Греции. Но от одного из украинских телеканалов поступило предложение вести репортажи матчей Евро. Так что, возможно, и приеду на Евро.
Личное дело
Олег Протасов
Родился 4 февраля 1964 года в Днепропетровске.
Карьера: в 18 лет дебютировал в «Днепре». В 1988 году перешел в киевское «Динамо». В чемпионатах СССР сыграл 216 матчей, забил 125 голов. 10 лет играл в греческих и японских клубах. Обладатель приза УЕФА "Серебряная бутса«.Трехкратный обладатель приза «Труда».
За сборную СССР сыграл 68 матчей, забил 29 мячей.
Тренировал «Олимпиакос», АЕЛ, «Стяуа», «Днепр», «Ираклис», «Кубань», «Ростов».