Олимпийские чемпионки по легкой атлетике Светлана Кривелева и Ольга Кузенкова, побеждавшие еще в Барселоне и Афинах, дисквалифицированы на два года за допинг. И это при том, что обе спортсменки уже давно завершили карьеру, а запрещенные препараты нашли в пробах, которые были взяты почти девять лет назад. Корреспондент «Труда» побеседовал со Светланой Кривелевой и узнал ее мнение об этой скандальной ситуации.
— Светлана, ситуация с толкательницами ядра уже начинает напоминать велоспорт, где дисквалификации идут одна за другой. Насколько я знаю, вы ведь далеко не единственная из толкательниц ядра, кого лишают медали за Олимпиаду 2004 года. Расскажите предысторию этого конфликта.
— На Олимпийских играх в Афинах в толкании ядра победила россиянка Ирина Коржаненко, второе и третье места заняли кубинка Юмилейди Кумба и немка Надин Кляйнерт. Но через пару дней в пробах Коржаненко обнаружили станозолол. Ее пожизненно дисквалифицировали и обязали вернуть медаль. Чемпионкой признали кубинку, вице-чемпионкой — немку. А бронзовую медаль позже вручили мне — как занявшей четвертое место. Но теперь, более восьми лет спустя, что-то нашли и в моих старых пробах, так что бронзовым призером вроде бы должна быть признана белоруска Надежда Остапчук, занявшая в Афинах пятое место. Но эта же самая Остапчук, победившая минувшим летом в Лондоне, там же была уличена в допинге. И теперь непонятно, оставят ли хотя бы ей бронзовую медаль или отдадут спортсменке, занявшей в Афинах шестое место? Я уже, честно говоря, сама запуталась.
— А как лично вы восприняли эту новость о вашей дисквалификации и аннулировании результатов афинской Олимпиады?
— Об этом я узнала еще в ноябре. Потом в декабре появились сообщения о моей дисквалификации. А теперь я не могу объяснить, почему сейчас, через три месяца, опять погнали эту информационную волну.
— Эти события озадачили и молодых атлетов, которые лишь выходят на международный уровень. Представьте: вот становится парень чемпионом — и что же ему потом восемь лет трястись над своей медалью и дергаться, как бы его не покарал дамоклов меч антидопинговых служб?
— Я запуталась в этих порядках, которые устанавливают ВАДА, МОК и другие международные организации. Мне самой неприятно, когда человек выигрывает за счет применения запрещенных препаратов. Но мое мнение таково: если уличили человека в нарушениях, то дисквалифицируйте его сразу после обнаружения допинга. То есть сразу по окончании этих соревнований. Ведь технологии позволяют это сделать. С другой стороны, я ведь не знаю, где все эти годы после Олимпиады мои пробы находились и кто к ним имел доступ.
— Так ведь после Афин уже сколько лет прошло!
— В моем случае тянули даже не восемь, а восемь с половиной лет. Лично мне логика международных спортивных чиновников непонятна. И что дальше будет? Начнут отнимать медали у тех, кто выступал еще в составах сборных СССР и ГДР? Некоторые из них уже ушли из жизни. Может быть, теперь и у покойников будут отбирать медали, или у их внуков? При таких порядках и правилах, получается, всю оставшуюся жизнь наши чемпионы будут действительно пребывать под дамокловым мечом.
— Но те премии, которыми вас наградили руководители страны и регионов, надеюсь, не будут теперь отбирать?
— Пока об этом и разговоров не было. Надеюсь, и не возникнет. У нас все-таки здравомыслящие, разумные люди на ответственных постах работают. А насчет чиновников из международных организаций: У меня порой такая мысль иногда возникает: может быть, их теперь берет досада из-за того, что я 25 лет выступала в большом спорте и никаких нарушений с моей стороны не было? Или удивление? Ну а вообще Бог им судья. У меня трое детей и скоро внуки появятся. Уже не так долго пенсии осталось ждать. Но каково сейчас моей подруге по несчастью — олимпийской чемпионке Афин Ольге Кузенковой?! Она уже политическую карьеру успешно начала. И теперь ей нужны эти разбирательства?
— Эти последние события как-то могут изменить вашу жизнь?
— Я победила на Олимпиаде 21 год назад, и мне скоро исполнится 44. А мне запретили выступать на соревнованиях до