Главная Культура 09:30 04 Октября 2018 2267
Весь мир – «Кандид», и люди в нем абсурдны

Большой театр впервые поставил оперетту. Философскую

Сергей Бирюков
Даже баран с золотым руном, добытый в Эльдорадо, не сделал Кандида (Илья Селиванов) счастливым. Фото с сайта www.bolshoi.ru

В Большом театре поставили «Кандида» Бернстайна, чем сразу убили многих зайцев. Впервые в истории труппы обратились к творчеству одного из самых знаменитых американских композиторов, столетие с рождения которого отмечается в этом году. Отдали дань одной из самых знаменитых его партитур, в нашей стране, однако, почти не имеющей сценической истории. Ради этого также впервые ввели в стены храма оперы жанр, как уверяют нас, здесь прежде не бывавший – оперетту. Погрузили зрителя в мир идей великого парадоксалиста Вольтера, убежденного в том, что человечеством правят не справедливость и разум, а случай и те, кого он вознес наверх.

Но главная, мне кажется, необычность нынешней работы – в том, что вряд ли найдешь не только в репертуаре Большого, но вообще в мировой музыкальной литературе произведение более нелогичное, калейдоскопичное, а то и лоскутное – и вместе с тем цельное. Вольтер написал свою повесть как пародию на плутовской роман, где причуды фабулы часто преобладали над смыслом. Герои самым невероятным образом перемещались по миру, выбирались из смертельных ситуаций, обретали безнадежно потерянные связи… Здесь персонажи выпутываются из лап смерти буквальнейшим образом: всех их множество раз убивают, они необъяснимо воскресают и находят друг друга совершенно в противоречии со здравым смыслом. А все только для того, чтобы в конце прийти к выводу: бесполезно хватать фортуну за хвост, ибо непонятно, где он у нее. Не гонись за славой, богатством и даже любовью – будь скромен и возделывай свой собственный сад, не претендуя на чужие, только и всего – и будет тебе счастье. Ну, или что-то вроде него – например, привычка, которая делает жизнь «абсурдного человека» (выражение соотечественника Вольтера – Камю) приемлемой.

Взявшись за такой сюжет, Бернстайн не только создал произведение острого сатирического звучания, актуального и в самодовольной послевоенной Америке, и в нынешней России с ее вечными мессианскими претензиями, не подкрепленными, увы, разумным устройством общества. Он нашел точную «упаковку» для своего таланта, в котором темперамент и хлесткость уживались с изрядной разношерстностью материала. За два часа музыкального действия нас постоянно швыряет от «почти» Оффенбаха к «почти» Шостаковичу, от Штраусов (Иоганна и Рихарда сразу) к Шенбергу, от Баха к Малеру… Порой возникают совсем экзотические миксты вроде хабанеры с еврейским оттенком. А что вы хотите, если героя мотает из вестфальской глуши в Париж, из Лиссабона в Буэнос-Айрес, из Суринама в Венецию, а однажды даже заносит в фантастическое Эльдорадо. Немудрено, если в его голове все путается.

Театр с помощью команды стремительно набирающего мастерство молодого режиссера Алексея Франдетти (уже хорошо известного любителям мюзиклов) нашел адекватное постановочное решение. Сам Алексей называет его полуконцертным, хотя мне кажется, что ничего более «сценического» уже и придумывать не стоит. Было бы слишком громоздко иллюстрировать все повороты действия сменой декораций – а вот прокомментировать их видеокартинками, причем нарочито наивными, почти в духе рисунков к детским приключенческим книгам (видеохудожник – Мария Чернова), – самое то.

Не все мне здесь было в равной мере понятно – например, почему по бескрайним песчаным просторам Эльдорадо бродят слоны на комариных ножках с картин Сальвадора Дали. Или отчего КАТОЛИЧЕСКИЕ миссионеры в аргентинской сельве размахивают АМЕРИКАНСКИМИ флажками (намек на мировой экспансионизм Штатов? Ну так вся оперетта – сплошной намек на государственные пороки и Штатов, и большинства прочих стран).

А вот ожившие ангелы с шагаловского плафона Гранд-Опера, «летающие» вокруг Кунигунды, когда она поет свою знаменитую колоратурную арию «Сиять и чаровать», очень даже естественны и остроумны. Гигантские сонные мухи, обсевшие фасад губернаторского дворца – точный символ царящей там знойной скуки. Превращение собора святого Марка в аляповато подсвеченное казино – отличная метафора шальных денег, вытеснивших из сознания героя все прочие ценности. Хор, «заседающий» весь вечер на сцене наподобие не то публики, не то присяжных – воплощенная мысль о театре как суде над мировыми глупостями.

Особенно эффектны костюмы – откровенно фарсовые и словно сляпанные наскоро из подручных материалов вплоть до бумаги и картона: невесть откуда взявшиеся в Германии болгарские солдаты или странная компания «бывших монархов», наряженных индийскими танцовщицами – ведь произволом судьбы и авторов они бултыхаются не в каком-нибудь океане, а в Индийском...

Но, конечно, самое главное – как поют и играют. Сложная, пестрая, многосоставная партитура выучена дирижером Туганом Сохиевым достаточно добротно, хотя, как часто бывает у этого маэстро, его исполнению не хватает «сумасшедшинки», без которой Бернстайн непредставим. Иногда и случался откровенный брак, как в отчаянно «расползшемся» ритмически танго из «аргентинского» эпизода. Но от такого на премьере никто не застрахован. Зато как уверенно выстроена, например, роскошная многофигурная сцена аутодафе с ее остро синкопированным хором, или стремительно раскручивающаяся сцена игры в рулетку.

Точное попадание – выбор тенора Ильи Селиванова из Пермской оперы на заглавную роль. Выверены их дуэтные фиоритуры с Кунигундой – Надеждой Павловой. У самой Надежды, также пермской солистки, экспрессивный голос с хорошим верхним регистром, который так нужен в этой виртуозной партии, но вот четкости воспроизведения колоратур ей не хватило. И это, признаюсь, удивило – помню, с каким энтузиазмом мы в Ассоциации музыкальных критиков присуждали ей премию 2016 года за ярко проведенную партию Виолетты в «Тоске».

Большинство исполнителей остальных партий заслуживают добрых слов –опытная Елена Манистина, придавшая смачную брутальность своему меццо в роли Старухи, уверенный и решительный Александр Миминошвили (басовые партии брата Кунигунды Максимилиана и Капитана корабля), естественный и в морализаторских гимнах, и в клоунских номерах Петр Маркин (баритоновые роли учителя Панглосса и уборщика Мартена)… Ярких страниц в новой работе театра хватает. Ну а технические проблемы, включая невнятное звучание речи Рассказчика (тот же Маркин), надеюсь, будут решены: без остроумного текста Вольтера в передаче либреттистов Бернстайна и переводчиков Большого спектакль в значительной степени обессмысливается, превращаясь из пародии на абсурдность мира в собственно абсурд.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5511
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5155
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...