Главная Культура 09:30 04 Октября 2018 2230
Весь мир – «Кандид», и люди в нем абсурдны

Большой театр впервые поставил оперетту. Философскую

Сергей Бирюков
Даже баран с золотым руном, добытый в Эльдорадо, не сделал Кандида (Илья Селиванов) счастливым. Фото с сайта www.bolshoi.ru

В Большом театре поставили «Кандида» Бернстайна, чем сразу убили многих зайцев. Впервые в истории труппы обратились к творчеству одного из самых знаменитых американских композиторов, столетие с рождения которого отмечается в этом году. Отдали дань одной из самых знаменитых его партитур, в нашей стране, однако, почти не имеющей сценической истории. Ради этого также впервые ввели в стены храма оперы жанр, как уверяют нас, здесь прежде не бывавший – оперетту. Погрузили зрителя в мир идей великого парадоксалиста Вольтера, убежденного в том, что человечеством правят не справедливость и разум, а случай и те, кого он вознес наверх.

Но главная, мне кажется, необычность нынешней работы – в том, что вряд ли найдешь не только в репертуаре Большого, но вообще в мировой музыкальной литературе произведение более нелогичное, калейдоскопичное, а то и лоскутное – и вместе с тем цельное. Вольтер написал свою повесть как пародию на плутовской роман, где причуды фабулы часто преобладали над смыслом. Герои самым невероятным образом перемещались по миру, выбирались из смертельных ситуаций, обретали безнадежно потерянные связи… Здесь персонажи выпутываются из лап смерти буквальнейшим образом: всех их множество раз убивают, они необъяснимо воскресают и находят друг друга совершенно в противоречии со здравым смыслом. А все только для того, чтобы в конце прийти к выводу: бесполезно хватать фортуну за хвост, ибо непонятно, где он у нее. Не гонись за славой, богатством и даже любовью – будь скромен и возделывай свой собственный сад, не претендуя на чужие, только и всего – и будет тебе счастье. Ну, или что-то вроде него – например, привычка, которая делает жизнь «абсурдного человека» (выражение соотечественника Вольтера – Камю) приемлемой.

Взявшись за такой сюжет, Бернстайн не только создал произведение острого сатирического звучания, актуального и в самодовольной послевоенной Америке, и в нынешней России с ее вечными мессианскими претензиями, не подкрепленными, увы, разумным устройством общества. Он нашел точную «упаковку» для своего таланта, в котором темперамент и хлесткость уживались с изрядной разношерстностью материала. За два часа музыкального действия нас постоянно швыряет от «почти» Оффенбаха к «почти» Шостаковичу, от Штраусов (Иоганна и Рихарда сразу) к Шенбергу, от Баха к Малеру… Порой возникают совсем экзотические миксты вроде хабанеры с еврейским оттенком. А что вы хотите, если героя мотает из вестфальской глуши в Париж, из Лиссабона в Буэнос-Айрес, из Суринама в Венецию, а однажды даже заносит в фантастическое Эльдорадо. Немудрено, если в его голове все путается.

Театр с помощью команды стремительно набирающего мастерство молодого режиссера Алексея Франдетти (уже хорошо известного любителям мюзиклов) нашел адекватное постановочное решение. Сам Алексей называет его полуконцертным, хотя мне кажется, что ничего более «сценического» уже и придумывать не стоит. Было бы слишком громоздко иллюстрировать все повороты действия сменой декораций – а вот прокомментировать их видеокартинками, причем нарочито наивными, почти в духе рисунков к детским приключенческим книгам (видеохудожник – Мария Чернова), – самое то.

Не все мне здесь было в равной мере понятно – например, почему по бескрайним песчаным просторам Эльдорадо бродят слоны на комариных ножках с картин Сальвадора Дали. Или отчего КАТОЛИЧЕСКИЕ миссионеры в аргентинской сельве размахивают АМЕРИКАНСКИМИ флажками (намек на мировой экспансионизм Штатов? Ну так вся оперетта – сплошной намек на государственные пороки и Штатов, и большинства прочих стран).

А вот ожившие ангелы с шагаловского плафона Гранд-Опера, «летающие» вокруг Кунигунды, когда она поет свою знаменитую колоратурную арию «Сиять и чаровать», очень даже естественны и остроумны. Гигантские сонные мухи, обсевшие фасад губернаторского дворца – точный символ царящей там знойной скуки. Превращение собора святого Марка в аляповато подсвеченное казино – отличная метафора шальных денег, вытеснивших из сознания героя все прочие ценности. Хор, «заседающий» весь вечер на сцене наподобие не то публики, не то присяжных – воплощенная мысль о театре как суде над мировыми глупостями.

Особенно эффектны костюмы – откровенно фарсовые и словно сляпанные наскоро из подручных материалов вплоть до бумаги и картона: невесть откуда взявшиеся в Германии болгарские солдаты или странная компания «бывших монархов», наряженных индийскими танцовщицами – ведь произволом судьбы и авторов они бултыхаются не в каком-нибудь океане, а в Индийском...

Но, конечно, самое главное – как поют и играют. Сложная, пестрая, многосоставная партитура выучена дирижером Туганом Сохиевым достаточно добротно, хотя, как часто бывает у этого маэстро, его исполнению не хватает «сумасшедшинки», без которой Бернстайн непредставим. Иногда и случался откровенный брак, как в отчаянно «расползшемся» ритмически танго из «аргентинского» эпизода. Но от такого на премьере никто не застрахован. Зато как уверенно выстроена, например, роскошная многофигурная сцена аутодафе с ее остро синкопированным хором, или стремительно раскручивающаяся сцена игры в рулетку.

Точное попадание – выбор тенора Ильи Селиванова из Пермской оперы на заглавную роль. Выверены их дуэтные фиоритуры с Кунигундой – Надеждой Павловой. У самой Надежды, также пермской солистки, экспрессивный голос с хорошим верхним регистром, который так нужен в этой виртуозной партии, но вот четкости воспроизведения колоратур ей не хватило. И это, признаюсь, удивило – помню, с каким энтузиазмом мы в Ассоциации музыкальных критиков присуждали ей премию 2016 года за ярко проведенную партию Виолетты в «Тоске».

Большинство исполнителей остальных партий заслуживают добрых слов –опытная Елена Манистина, придавшая смачную брутальность своему меццо в роли Старухи, уверенный и решительный Александр Миминошвили (басовые партии брата Кунигунды Максимилиана и Капитана корабля), естественный и в морализаторских гимнах, и в клоунских номерах Петр Маркин (баритоновые роли учителя Панглосса и уборщика Мартена)… Ярких страниц в новой работе театра хватает. Ну а технические проблемы, включая невнятное звучание речи Рассказчика (тот же Маркин), надеюсь, будут решены: без остроумного текста Вольтера в передаче либреттистов Бернстайна и переводчиков Большого спектакль в значительной степени обессмысливается, превращаясь из пародии на абсурдность мира в собственно абсурд.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9457
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7157
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?