Первым рухнуло Главное таможенное управление. Оно ликвидировано, а функции его поделены между 17 региональными структурами и Министерством финансов. Скорее всего, сделано это в расчете на то, чтобы избавиться от массового занижения таможенной стоимости товаров. Кроме того, поясняют в правительстве, "перестройка" предпринята с целью упрощения таможенных процедур, сокращения времени их документального оформления и, как следствие - удешевления внешней торговли.
Но, по первым отзывам экспортно-импортных фирм, процедуры, наоборот, затягиваются, возникло много неразберихи.
Замутило истоки этой перестройки то, что польская таможенная реформа проводится в стахановском темпе. Соответствующий закон был принят в марте, а с 1 мая система должна бы работать по-новому. Но таможенные структуры, на плечи которых взвалили новые обязательства, организационно к этому не успели подготовиться и по-разному интерпретируют новые положения и правила.
Изменения не коснулись людей, пересекающих границу в чисто туристических целях, зато их остро почувствовали на своей шкуре фирмы, торгующие с заграничными контрагентами. Теперь им приходится иметь дело не со специализированным институтом, каковым было Главное таможенное управление, а с более "дорогими" чиновниками Минфина. Они и устанавливают таможенные тарифы и страну происхождения товара, иначе говоря, принимают решения, которые могут повязать экспортера-импортера по рукам и ногам или же дать ему волю вольную.
Прежние 17 таможенных управлений преобразуются в таможенные палаты с более широкой компетенцией: между ними распылена значительная часть полномочий прежнего Главного таможенного управления. В частности, директора этих палат будут выдавать разрешения на открытие и содержание таможенных складов, вправе отменять решения органов первой инстанции, скажем, позволить внести плату за партию ввозимой обуви или ткани по низшей ставке. Или, наоборот, потребовать платы по высшей. И решения эти окончательны, отменить их может только административный суд.
В самостоятельные управления реформируются 67 таможенных отделов, охватывающих всю территорию Польши. Низшая инстанция должна оценить, верно ли указал импортер стоимость товара, но не вправе давать разрешений на упрощенное, многих привлекавшее документальное оформление партии той или иной продукции, перевозимой через польскую границу.
Со сменой административного управления таможенными делами экспортно-импортные компании погрузились в бумажный хаос. Предприятия, имеющие таможенные склады, должны получить на них новые разрешения, подготовить новые правила их работы и утвердить в новых инстанциях.
Многие фирмы в ужасе от того, что у них меняется пограничная "крыша". Например, фирма подпадала прежде под компетенцию Ольштына, а сейчас ее "переводят" в Гдыню. Такое происходит и в Варшаве, поскольку в столице создаются два таможенных управления - собственно городское и в аэропорту.
На подобную радикальную таможенную реформу пока не решились соседи Польши. Они, в том числе и Россия, смогут понаблюдать, что покажет этот опыт, а фирмы, сотрудничающие с партнерами из Польши или пользующиеся транзитом через эту страну, - испытать на себе все последствия. Кому-то, быть может, удастся словить рыбку в мутной реформаторской воде.