Последние десять лет для меня были самыми безоблачными в жизни. Хорошая зарплата, отличная семья, машина, дача, квартира, летом и осенью - в отпуск. Начал ездить по миру, чувствовал себя успешным представителем среднего класса.
Все это кончилось в марте 2009-го. Нынешний кризис крепко приложил нашу компанию. Строительство начало замирать, число заказов сократилось, те направления, которые хотело развивать наше руководство, заморозили до конца экономического бардака.
Первые сокращения в компании прошли еще в прошлом ноябре. Тогда уволили около 30 человек, в основном тех, кто работал на привлечение новых клиентов. Технический персонал - архитекторы и инженеры - кризиса тогда не почувствовал, нам сказали, что таких специалистов, как мы, в компании ценят, тем более что нас и так мало, поэтому будут увольнять офисный персонал. Мы, конечно же, поверили и успокоились.
В январе были проблемы с зарплатой - ее задержали почти на месяц. Стало ясно, что сложности у компании серьезнее, чем казалось осенью. Но наш генеральный директор продолжал убеждать в том, что беспокоиться не о чем, что новых увольнений не будет.
Надо сказать, мы не слишком дергались, потому что осенью всем, кого уволили, выплатили компенсации и за отпуск, и за первые два месяца без работы. У нас даже шутка была такая: у всех шефы как шефы - звери, а у нас - домашние животные, добрые и пушистые.
В марте "добрые и пушистые" показали, что с ними сделал кризис. Меня вызвал к себе генеральный, объяснил, что четыре проекта, которыми я сейчас занимаюсь, приостанавливаются на неопределенный срок. Мне предложили написать заявление по собственному. Когда я заговорил о компенсации за первые два месяца простоя, генеральный начал кричать, что я и так должен быть благодарен лично ему, что продержался в компании до весны, что на мою зарплату можно взять двух хороших инженеров, что все мы - неблагодарные свиньи.
Я вылетел из кабинета просто в ярости. Пока писал заявление, накрутил себя еще больше, ворвался к шефу с бумагой, швырнул ее на стол и выдал залпом все, что думаю про такую кадровую политику да и про самого начальника. Он вскочил и замахнулся на меня, я в ответ ухватил его за плечи и толкнул к двери. Генеральный приложился головой о дверной косяк, но мне этого показалось мало, и я еще раз толкнул его. Потом вышел, как пьяный, из офиса и уехал домой.
В тот же вечер мне позвонили коллеги и сообщили, что генеральный ездил в травмпункт, где ему поставили диагноз - легкое сотрясение мозга. Еще через два дня позвонил сам шеф и сказал, что собирается писать на меня заявление в милицию.
Как вы понимаете, все это время я постоянно прокручивал в голове свой поступок. То чувствовал себя виноватым, то вновь начинал злиться.
Ситуацию разрешили жены - моя и генерального. Одна убедила меня, что я был не прав, другая - шефа. В результате в конце прошлой недели мы встретились, принесли друг другу извинения. Начальник сказал, что погорячился, что не хотел говорить и половины того, что сказал, я, естественно, покаялся в рукоприкладстве. Заявление в милицию шеф не подал, мне сказал не увольняться, а написать заявление на отпуск за свой счет: лучше взять паузу, после чего уже принимать решение об увольнении или дальнейшей работе, вдруг ситуация изменится. Сказать, что мне стыдно за то, что я сделал, - ничего не сказать!
М.В. Подмосковье
Как поступить
Наталья Точилкина, исполнительный директор компании "Психология и бизнес онлайн":
- После драки кулаками не машут. Понятно, что все точки над i расставлены, а значит, в разговоре с шефом эту тему можно больше не трогать. А вот над эмоциями стоит поработать. Если в сложной ситуации вы готовы взорваться, задайте себе вопрос: "Что будет потом, если я поступлю так, как хочу?" А еще у вас надежный тыл в лице жены: она оказалась мудрой женщиной. Поэтому в тяжелые моменты смело можете просить у нее совета.