Вы никогда не можете узнать наверняка, почему коллега не извинился перед вами. Возможно, он вообще не подозревает, что от него ждут извинений. Например, вы попросили, чтобы он подменил вас этим вечером, потому что у вас билеты на футбольный матч или надо встретить тещу с поезда. А он сказал: "Извини, не могу, у меня сегодня планы на вечер". И снова занялся своими делами. А вы между тем стоите рядом в совершенной растерянности, потому что своим легкомысленным "извини" коллега только что сломал все ваши планы.
Возможно, просить прощения действительно есть за что. Ваш коллега знает, что вы ждете от него извинений, но не считает нужным извиняться. Мне встречались люди, которые считали, что извинение - удел слабых, закомплексованных и зажатых людей. А сильные не должны извиняться за свои поступки. Так они были воспитаны. И теперь вести себя как будто ничего не произошло - их принцип. Может быть, и у вашего коллеги есть претензии к вам. Возможно, он не смог забыть давнюю обиду и воспользовался случаем, чтобы отплатить вам тем же.
Словом, вы можете только догадываться об истинных причинах поведения коллеги. Поэтому лучше сосредоточьтесь не на нем, а на себе. Очевидно, что проблемы не у коллеги, а у вас, которого эта ситуация не отпускает, это вы потеряли покой и не можете смотреть на коллегу без злобы или разочарования.
Во-первых, не спешите объявлять обидчику войну. Это особенно глупо, если он не подозревает о своей вине. Если вы перестанете здороваться с ним, будете говорить сквозь зубы, едва сдерживая ненависть, подставлять его в отместку, то ваши отношения резко испортятся.
Можно, конечно, подойти к вашему черствому сослуживцу и сказать напрямую: "Ты меня очень сильно обидел, я требую извинений". Но это детсадовский вариант, в деловой обстановке такой диалог будет звучать несколько комично. Поэтому лучше проанализируйте ситуацию с позиции взрослого человека. Вы собираетесь работать бок о бок? Тогда вам нужны ровные деловые отношения. Поэтому не надо делать из человека врага. Лучше сделайте для себя вывод: "Этот человек один раз меня подвел, больше я не буду к нему обращаться" - и спокойно живите дальше.
Если вам надоело обижаться на коллегу - простите его, ведь для вас ситуация обиды исчерпана. Можно не подходить к нему и не сообщать: "Знаешь, я был так сильно обижен на тебя, а теперь наконец-то простил". Ведите себя как ни в чем не бывало. Никаких ритуалов прощения не требуется, если у вас не было открытого противостояния.
Но если ссора была, то лучше все же облечь примирение в слова. Только не стоит делать это на корпоративах. Алкоголь снимает барьеры, и все накопленное раздражение, все обиды, что вы держали в себе, теперь можете высказать громко. Так что если вы подойдете к коллеге-обидчику с разговором, вероятно, что диалог закончится не примирением, а новой, еще более сильной ссорой.
Илья Лещинский, психолог, преподаватель Института психотерапии и клинической психологии