Я - коммерческий директор небольшой компании, занимающейся маркетинговыми исследованиями. Сейчас, в кризис, работы стало не очень много, но мы крутимся и ищем себе клиентов. Естественно, наши сотрудники стали себе позволять работать более расслабленно, чем обычно.
Я всегда смотрел на нарушения дисциплины сквозь пальцы. Ну что такого, если работник сделал свою часть работы и на следующий день пришел не в 10, а в 12? Пусть выспится, нам же не нужен горб от работы. Работники знали, что это нормально для меня, и спокойно пользовались моей добротой. Главное, чтобы работа не стояла, ну а уж если ее нет, то я все понимаю и не сержусь.
Так было до недавнего времени, пока нас не продали и в компании не появился новый президент. Этот человек - бывший военный, он стал требовать от всех просто армейской дисциплины. Я первым попал под раздачу, когда опоздал на утреннее совещание на семь минут. Наш новый глава не поленился потратить минут десять, чтобы прочесть мне скучнейшую лекцию о том, как это отвратительно и как я не проявляю уважения ни к коллегам, ни к начальству.
Естественно, после такого я был просто вынужден возвращать дисциплину среди простых сотрудников на должный уровень. На собрании я всех предупредил, что отныне за опоздания буду всех жестко наказывать, но они не очень это поняли. Дважды я штрафовал задержавшихся с утра подчиненных, но это научило только их, а не всех. Когда в очередной раз сотрудник отдела пришел на час позже, я снизил зарплату на 15% всему отделу. Это был скандал. С одной стороны, у нас все не без греха, но на "крайнего" все набросились чуть ли не с кулаками, хотя, думаю, в душе каждый понимал, что доля вины есть у всех.
Этот сотрудник теперь хочет уволиться, потому что стал изгоем, а я не хочу его отпускать, потому что он хороший специалист. Зато, с другой стороны, сейчас все приезжают в офис на 15-20 минут раньше начала рабочего дня.
Дмитрий Г.Москва
"Пороть лучше всех"
Елена Белякова, директор по развитию компании (HR)Capital:
- Мне кажется, стоило устроить показательную порку. Иногда в армии применяют такие меры по наведению порядка. Думаю, это понравилось бы новому главе компании. Нарушение одного приводит к наказанию всего отдела.
Хоть сотрудник и стал изгоем в коллективе, такая мера, наоборот, призвана усиливать командный дух. Это скорее объединяет, чем разъединяет. Люди начинают более ответственно относиться к работе, понимая, что если провалятся, то подставят всех.
Герою истории нужно провести собрание для всего отдела. Рассказать и напомнить, что сотрудники сами виноваты в том, что их оштрафовали. Они не должны "гнобить" одного несчастного, из-за которого лишились премии. В случившемся виноваты все. Пусть теперь все вместе и исправляют свои ошибки - командой, единым коллективом. Это единственный способ обезопасить себя от штрафов и прочих коллективных наказаний.
При этом нельзя говорить с сотрудником, ставшим причиной всеобщих штрафов, отдельно, потому что это может вызвать еще большую волну агрессии против него и коммерческого директора.
В любом случае, такая крайняя мера принесла свои позитивные плоды, и с нарушением дисциплины покончено, я думаю, надолго. Наказывать рублем - мера, конечно, жестокая, тем более в кризис, но, как видите, очень действенная.
"Офис - не армия"
Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом компании "ИК ВЕЛЕС Капитал":
- Вводить коллективные наказания и коллективную ответственность нельзя, не предупредив сотрудников заранее. Тем более что автор письма изменил не просто условия, но и сам принцип работы, когда на первый план вышла не реальная эффективность, а соблюдение формальных принципов.
Подобные радикальные изменения надо как минимум готовить заранее: о том, что может пострадать не один человек, а весь коллектив, надо предупреждать заранее, чтобы не ставить людей перед фактом и не доводить дело до конфликта.
Объединение людей вокруг единого мотива может вызвать и противостояние между коллективом и руководителем, увеличение дистанции, усиление оппозиции. Если вы не возглавляете процесс достижения мотива, то лидер обязательно выделится внутри, и вы через какое-то время как минимум столкнетесь с необходимостью отстаивать свой авторитет и свою позицию, но не перед одним человеком, а перед группой людей. Если же вы уже внедрили непопулярные меры, постарайтесь грамотно провести их популяризацию: объясните, зачем это нужно, какие могут быть исключения, что каждый из сотрудников выиграет от данного способа мотивации (даже в этой ситуации можно найти плюсы). Более внимательно отслеживайте настроения внутри коллектива.