Сводки новостей Дальнего Востока напоминают военные. Уровень воды в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре преодолел 8-метровую отметку. Эвакуированы жители десятков многоэтажных домов, в зоне затопления оказались 130 населенных пунктов. И, пожалуй, главное, что сегодня волнует местные власти, граждан и спасателей, — на какой отметке вода остановится. Ответить мы попросили метерологов.
— В ближайшие два-три дня положение не улучшится, вода будет прибывать, — комментирует директор Гидрометцентра России Роман ВИЛЬФАНД. — В районе Хабаровска рекорд 1897 года уже превышен на 160 сантиметров. За счет так называемой волны добегания уровень будет повышаться и далее вниз по реке. Свой вклад в это вносит Сунгари, самый крупный приток Амура, а также сбросы, пусть и небольшие, Бурейской и Зейской ГЭС. А ниже по течению добавляется водный поток Уссури. Самая серьезная ситуация ожидается в районе Комсомольска-на-Амуре к середине сентября. Возможно превышение на 2,5 метра показателей рекордного наводнения, отмеченного в 1959 году. Но даже когда гребень паводка пройдет, вода быстро не уйдет — почва слишком перенасыщена влагой.
— Можно ли было предвидеть это бедствие?
— Первое штормовое предупреждение мы дали 6 июля. Оно было связано с очень сильными дождями в районе реки Зея и ее притоков. А гидрологическое предупреждение было озвучено 15 и 17 июля. Но одно дело — спрогнозировать, другое — предотвратить. Ведь речь идет о стихии. Ничего подобного у нас не происходило, в опасной зоне — территория в несколько тысяч квадратных километров. Причем не только подтапливаются дома, но разрушаются дороги, коммуникации, железнодорожные пути, вся инфраструктура.
— Можно ли упрекнуть местные власти в неготовности к бедствию?
— Все наши прогнозы и предупреждения на местах воспринимались очень серьезно. Принимались в целом адекватные решения. Например, правительственная комиссия очень тщательно анализировала, какими должны быть сбросы двух ГЭС. Сразу же после наших предупреждений начинали возводить дамбы. К счастью, жертв нет. А ведь в соседней китайской провинции Хэйлунцзян уже числится более 100 погибших.
— Неужели не придуманы меры спасения от такого бедствия?
— Ну почему? Скажем, в Хабаровске можно было бы возводить дамбы не 6-метровые, а 10-метровые. Но это огромные деньги, сопоставимые с социальными расходами. По оценкам гидрологов, вероятность такого масштабного наводнения — в районе одной тысячной. А при строительстве, скажем, производственных объектов берется за основу 1-процентная вероятность повышения уровня воды. И самое главное: мы столкнулись не с локальной бедой, а со стихией от Забайкалья до Тихого океана. И бороться с ней загодя просто невозможно. В общем, местные власти делали все от них зависящее в этой ситуации, но оценивать, насколько удачно у них это получилось, должно, конечно, руководство страны. Одна такая оценка уже сделана: в отставку отправлен министр и полпред президента в ДФО Виктор Ишаев. И надо полагать, это только начало.