Сегодня «Анжи» может приобрести форварда «Динамо» Александра Кокорина по баснословной цене — 20 млн евро. Для сравнения: «Ювентус» на днях заплатил за одного из лидеров сборной Аргентины Карлоса Тевеса 11 млн. «Труд» выяснил у экспертов, почему суммы трансферов российских футболистов зачастую сильно завышены. Любопытно, что каждый из них назвал разные причины подобного явления.
Юрий Белоус, экс-президент ФК «Москва»
— Кокорин, конечно, футболист талантливый. Но высокая цена — следствие не только его потенциала, но и сковывающего наш футбол лимита на легионеров. Тренеры вынуждены ставить в состав игроков с российским паспортом, а на внутреннем рынке таких очень немного. Лучших скупают те клубы, которым это по карману: «Анжи», «Зенит». Клубам победнее остается лишь брать тех, кто не успел трудоустроиться. Вообще лимит — палка о двух концах. Помню, в 2005 году «Динамо» выходило на матчи без единого российского футболиста в основе. Это тоже неправильно. С другой стороны, рано или поздно этот лимит, думаю, будет отменен как нечто не отвечающее требованиям современной экономики. К слову, у «Анжи» после покупки Кокорина могут возникнуть проблемы с финансовой фейр-плей. Но, мне думается, до санкций дело не дойдет. Как говорится, голь на выдумки хитра — сколь жестки ни были бы законы, всегда найдутся способы их обойти. В России принцип финансовой фейр-плей вообще соб-людать невозможно. Ведь ее смысл состоит в том, чтобы клубы тратили только то, что зарабатывают. А как можно заработать в нашем чемпионате, где клубы получают от болельщиков и телевидения крохи? Пока у нас футбол — не столько бизнес, сколько игрушка в руках влиятельных людей. Не берусь судить, плохо это или хорошо. Можно, конечно, пойти другим путем: в Сербии или Хорватии бюджет клуба составляет 1-1,5 млн, лучшие футболисты продаются за рубеж. В итоге сборные у этих стран сильные, а клубы — слабые. Это все вопрос идеологии, которая выбирается в зависимости от национальных особенностей.
Сергей Силкин, экс-тренер «Динамо»
— Саша Кокорин — парень многообещающий, но с Тевесом его сравнивать нельзя. Просто в Европе клубы платят реальную стоимость, а в нашем футболе крутятся шальные деньги. И российские футболисты, и иностранные приобретаются за неадекватные суммы. Взять те же 20 млн — никто не знает, из чего они складываются, сколько «отобьют» на трансфере посредники. Наш футбол нуждается в наведении порядка. Как эти миллионы будут потрачены? Если бы деньги пошли в клуб, на развитие детского футбола, я был бы спокоен. Но я знаю, что этого не будет. Поэтому для «Динамо» продажа Кокорина — это, конечно, потеря. Если клуб хочет развиваться, он должен накапливать молодых игроков. А «Динамо» своих талантов только продает — Комбаровы, Соловьев, Кокорин: Ситуация целиком на совести руководителей клуба. А динамовских болельщиков жалко — Саша был их любимцем...
Владимир Абрамов, футбольный агент
— Кокорин в мировом масштабе — совершенно неизвестный футболист. Он сыграл всего лишь несколько неплохих матчей за сборную. Сказать, что он зазвездил, как в свое время Аршавин, язык не поворачивается. Но главный тренер сборной России Фабио Капелло полгода назад заявил, что Кокорин — восходящая звезда европейского футбола. В нашей стране никому не верят, даже самим себе — а вот иностранцам верят. И после оценки Капелло цена Кокорина резко подскочила. Хотя выдающегося футбола от Саши никто пока не увидел — хорошая скорость, хорошая техника, но и только. А вот огня в глазах, страсти к победе, которая исходит от лучших футболистов Европы, у него пока нет. Стоит ли Кокорин 20 млн? Никто этого не знает. И вообще так вопрос не ставится. Цена — это продукт непротивления сторон. Если Хиддинк согласен с Капелло, у владельца «Анжи» Сулеймана Керимова есть деньги, а «Динамо» не против их получить, то Кокорин переходит. Однако доказывать свое место в сборной Саше только предстоит, он там еще далеко не лидер.
Сергей Кирьяков, экс-игрок «Динамо»
— Внутренний трансферный рынок уже несколько лет завышен настолько, что иногда кажется, будто мы находимся на другой планете. Оцениваем футболистов по совершенно другой шкале. Причина тому — структура собственности российского футбола. Клубами владеют сверхбогатые люди, которым не нужно зарабатывать на футболе — бизнес у них есть на стороне. С одной стороны, это хорошо, есть возможность набрать хороших игроков. С другой — менталитет наших футболистов таков, что, подписав солидный контракт и обеспечив себе безбедную старость, они могут успокоиться. Ждет ли такая судьба Кокорина? С точки зрения прогресса переход в «Анжи» — шаг вперед. Но в «Динамо» команда строилась бы вокруг Кокорина, он был бы там основной фигурой и со временем развил бы в себе лидерские качества.