Как облегчить страдания онкологических и других больных, испытывающих острейшие боли? До конца апреля по распоряжению Минздрава во всех субъектах РФ будут открыты при территориальных управлениях Росздравнадзора круглосуточные горячие линии для тяжелобольных пациентов, их родственников, а также для лечащих врачей. Главная задача — помочь добыть столь необходимые препараты.
По каждой жалобе о проблемах с получением сильнодействующих обезболивающих средств чиновники обещают принимать быстрые и эффективные меры. На горячих линиях докторам дадут консультации о назначении наркотических лекарств, а пациентам расскажут, как правильно принимать эти медикаменты.
«Сформирована стратегия по борьбе с острой болью и с обеспечением каждого нуждающегося в обезболивании эффективным препаратом, удобным и комфортным для применения», — заявила глава Минздрава Вероника Скворцова. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Эта «стратегия по борьбе с острой болью» — ответ на целую волну самоубийств больных раком, вызвавшую большой общественный резонанс. Осталось выяснить, обеспечат ли очередные ведомственные новации реальную помощь мучающимся от боли согражданам.
Уместно напомнить: в советские годы не было горячих линий для страдающих, но все нуждающиеся без волокиты получали обезболивающие наркопрепараты. Дважды в сутки приходила медсестра и делала уколы, облегчая страдания больному, зачастую уже обреченному человеку. Такие уколы делали и моей маме... Но нынче все по-другому. В борьбе с незаконным оборотом наркотиков крайними почему-то оказались тяжелобольные, которых буквально обрекли на муки. И теперь поправить ситуацию, оказывается, не так просто.
«Открытие горячих линий, где расскажут о получении и приеме обезболивающих препаратов, вызывает много вопросов и сомнений, — пишет на сайте zamed.ru доктор медицинских наук, профессор, один из старейших отечественных специалистов по обезболиванию Надежда ОСИПОВА. — Например, где региональные службы Росздравнадзора возьмут столько специалистов по наркотическому обезболиванию? Даже в крупных городах их единицы. Значит, на линии будут чиновники. А речь между тем идет о сильнодействующих лекарствах и тяжелобольных людях...»
В ряде регионов наблюдается дефицит наркотических и психотропных лекарственных средств. А главное, по мнению экспертов, — нуждаются в коррекции действующие в уголовном кодексе статьи, позволяющие преследовать врачей за неправильное оформление рецепта.
В целом же проблема с обезболивающими препаратами зашла так далеко, что решать ее надо на уровне не только Минздрава.
Что же касается телефонных консультаций по поводу приема лекарств, то вряд ли такая практика изменит ситуацию. Здесь важен тренд. Много лет в нашей стране используются врачебные консультации по телефону для обычных больных. Этим занимаются и городские станции скорой помощи. Про одну из них, в Сибири, куда за сутки поступает по две сотни звонков, рассказала врач с большим опытом: «Чаще всего по телефону нас спрашивают, как сбить высокую температуру, снизить давление, привести в норму сердцебиение...» Так как же относиться к «телефонной помощи»?
«Считаю, от подобных заочных консультаций больше зла, чем пользы, — категоричен весьма авторитетный специалист, президент Национального центра санитарного просвещения, экс-замминистра здравоохранения, доктор медицинских наук профессор Валерий ВОЛОДИН. — Что значит «сбить температуру», не осмотрев больного? А если это вирусная пневмония, которая вызывает скоротечный отек легких? В медицине нет пустяков. По-хорошему Минздрав должен бы дать жесткие разъяснения относительно опасности «лечения по телефону» — кроме, пожалуй, консультаций психиатров по телефонам доверия».
Тем временем интернет пестрит призывными объявлениями: «Консультации врачей по телефону или в интернете в режиме онлайн не требуют сидения в очередях перед кабинетом. Вы быстро и совершенно бесплатно можете получить ответ на свой вопрос от узких специалистов...» И такое «лечение» получают сегодня ежегодно десятки тысяч россиян. Явно не от хорошей жизни, а оттого, что нередко трудно попасть к врачу в обычной поликлинике.
«Доступность и качество помощи до сих пор остаются самыми острыми проблемами российского здравоохранения, — комментирует профессор Володин. — Нельзя не заметить и позитивные сдвиги в последние годы: оснащение медучреждений современным оборудованием, увеличение количества высокотехнологических операций. Если еще не так давно, согласно соцопросам, две трети россиян были недовольны системой здравоохранения, то нынче таких примерно половина (хотя и это чрезвычайно много). Но ряд проблем остаются нерешенными. Абсолютно недостаточным является финансирование нашей медицины. Многие нынешние реформы плохо продуманы и поспешны. А в результате закрываются медучреждения, сокращается коечный фонд, при кадровом голоде увольняются опытные врачи. Доступность бесплатной медицины вызывает много нареканий».
Многочисленные гневные отклики в интернете подтверждают выводы профессора. А Минздрав бодро рапортует о сдвигах к лучшему. И как главный аргумент выдвигает: впервые за несколько десятилетий рождаемость в 2013-2014 годах превысила смертность. Но посмотрим, что происходит в нынешнем году. По свежим данным Росстата, число умерших россиян в январе-феврале 2015-го заметно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как рождаемость сократилась. Естественная убыль превысила 37,5 тысячи человек. В прошлом году этот показатель был вдвое меньше.
В январе-феврале 2015-го ощутимо увеличилась смертность от новообразований, в том числе злокачественных, от болезней системы кровообращения (ишемической, инфаркта миокарда и других). Даже в Москве, где лучше организована медицина, больше стали умирать от рака, сердечных болезней.
P. S. В июне по предложению президента Путина пройдет представительный форум ОНФ по проблемам здравоохранения. «Это одна из важнейших тем, которая интересует каждую семью», — сказал Путин. В рамках подготовки к разговору эксперты фонда независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье» изучают ситуацию с качеством и доступностью здравоохранения непосредственно в регионах. Под руководством директора фонда, члена центрального штаба ОНФ Эдуарда Гаврилова уже проведены круглые столы и инспекция медучреждений.