На съезде врачей "Скорой помощи" прозвучало много цифр. Две из них, как мне кажется, ключевые. Первое: за последние десять лет россияне стали вызывать "скорую" в три раза чаще, за прошлый год было почти 50 миллионов вызовов. Эта непомерная нагрузка ложится на плечи бригад "Скорой помощи" по двум причинам. Во-первых, обычно там работают очень опытные медики (другие просто не выдерживают такой "пахоты"), люди им действительно верят. Во-вторых, "Скорая" разгребает все недоработки нашей "остальной" системы здравоохранения: участковых не хватает, к "узким" специалистам попасть трудно, службы поддержки пожилых людей вообще не существует, алкоголиками заниматься никто не хочет. Эти дыры латают во многом врачи "Скорой". Огромная доля вызовов - это одинокие старушки, которым просто нужно услышать от кого-то доброе слово, испуганные мамы, которым хочется на всякий случай показать врачу зачихавшего малыша, а еще и мужики с перепоя. Специалисты уверяют: квалифицированные врачи зачастую зря тратят время. Поэтому настойчиво звучит мысль: во многих случаях на вызов должен выезжать только фельдшер.
Вторая ключевая цифра: в России около 70 процентов пострадавших в дорожных авариях погибают из-за несвоевременного оказания медицинской помощи, смертность при ДТП в 15 - 16 раз выше, чем в развитых странах. Причина - плохой транспорт, плохая оснащенность бригад. Износ машин "Скорой помощи" - примерно 65 процентов. В крупных городах ситуацию резко обостряют чудовищные пробки. Возможно, положение скоро несколько улучшится. Выступивший на съезде заместитель директора департамента медицинской помощи и курортных дел Александр Кротов сообщил, что в 2006 - 2007 годах будет закуплено 12 тысяч 120 автомобилей "скорой помощи".
И все же, что самое "больное" среди всех проблем "неотложки"? Я попросила ответить на этот вопрос главного врача Московской станции скорой помощи Игоря Элькиса. "Если коротко, я бы обозначил три момента, - сказал Игорь Семенович. - Первое - нехватка кадров. За семь лет в нашу службу не пришел ни один молодой специалист с высшим образованием. Всего не хватает 1050 врачей. Хотя в Москве ситуация гораздо лучше, чем в целом по России. У нас зарплата врача с 1 августа этого года около 20 тысяч, в стране - примерно в три раза ниже. И техническая оснащенность у нас гораздо выше. Врачи из глубинки жалуются на откровенное нищенство. Вторая проблема сугубо московская - страшные пробки, они не дают нам работать так, как мы хотели бы и как положено. И, наконец, третье - использование "скорой" не по назначению, необоснованные вызовы. Именно поэтому я считаю вполне разумной идею изменения состава бригад "Скорой". У нас разработан специальный опрос, с его помощью диспетчер почти всегда может понять, какой тип бригады необходим в каждом случае. Иногда действительно нужна немедленная помощь врача, но часто на вызов достаточно и впрямь послать квалифицированного фельдшера. В целом могу сказать, что на "Скорой" работают на редкость надежные медики. Например, в нашей службе более 1200 сотрудников отработали по 25 лет и даже больше".
Съезд обозначил целый ряд важных моментов. Но самое главное мы знали и раньше: "Скорая" нам жизненно необходима. А значит, мы должны научиться беречь ее, укреплять и использовать по назначению.