«Задыхаемся!» — взывают жители Архангельской области. В прошлом году от дыма страдали москвичи, поэтому в этом году все силы были брошены в подмосковные леса. А в остальной стране «зеленое богатство» так и остались без надлежащего пожарного надзора.
Чиновники могут играть статистикой: очагов пожаров на территории России сегодня гораздо меньше, чем в прошлом году — в
Кто вспыхнул?
Огнеборцы и Рослесхоз пообещали — и этому верится, — что Москва в этом году задымлена не будет. Верится потому, что в пожароопасные подмосковные леса стянули большое количество людей и техники. Вот, к примеру, рассказывают, что на днях девять пожаров обнаружили в Московской области — в тот же день все девять и потушили. Еще бы, ведь если ответственные чиновники допустят прошлогодний ужас, получат по шапке от руководства страны. Вот только другие регионы таким пристальным вниманием были обделены...
«Архангельск от полного задымления спасает только то, что вокруг этого города торфяники совсем небольшие — глубиной до 1 метра. Скажем, в Подмосковье — до 10 метров», — рассказал Евгений Трунов, заместитель руководителя Рослесхоза. Именно этот северный регион в этом году вспыхнул как спичка. А ведь, казалось бы, страна уже научена горьким опытом прошлогодних возгораний, огромные суммы выделяются на лесоохрану, даже Россельхоз наконец, когда клюнул жаренный пожарами петух, подчинили напрямую правительству: А воз и ныне там. Многим регионам оказалось не под силу подготовиться к горячему сезону. Сколько раз кричали спецы — лесники, спасатели, пожарные, — что не успеть технику закупить, если долго раскачиваться: переводить средства из ведомства в ведомство, открещиваться от ответственности. Так и получилось. «Средств нам выделили вроде бы достаточно, но пока заказали технику, сейчас мы только ждем, когда ее доставят. Видимо, к осени, как все сгорит, мы ее и получим», — поделился Илья Михальчук, губернатор Архангельской области.
Странная ситуация с авиатехникой. МЧС дает самолеты, но топливо
Хотя и принято всегда было в России с такой бедой, как огонь, бороться всем миром, видимо, сейчас, в эпоху рыночных отношений, каждый сам за себя. Так, тот же Архангельск (а такие жалобы типичны и для других горящих регионов) не может достучаться до железнодорожников: их зона ответственности — лесополосы вдоль путей, сами они не тушат, ждут пожарных. Не помогают, по словам чиновников, и газовики — даже когда полыхает их «вотчина» вокруг газопроводов. То же самое с энергетиками — они просто отключают рубильник, если огонь доходит до линий электропередач, и ждут: сгорит или не сгорит. И ведь не заставишь их бороться с пожаром — дело это добровольное.
Чьи пожары?
Федеральные чиновники ругаются — региональные власти не тушат пожары в день возникновения, и через 2 дня на тушение того же куска леса требуется чуть ли не в 10 раз больше бюджетных средств. А ведь в этом году только на противопожарную охрану леса выделили 4 млрд. рублей, еще 5 млрд. рублей — на покупку тяжелой техники для тушения.
Другой проблемой стала граница регионов. Деление пожаров на свои и чужие. То есть пожарные и спасатели, прикрепленные к одной территории, не заходят в лес соседнего субъекта: мол, деньги выделяем на тушение своих пожаров и чужим не отдадим. Пока регионы делят, где чей лес, на борьбу с огнем выходят местные жители. В подмосковных поселках народ выкапывает рвы вдоль своих населенных пунктов. Хоть и есть уже закон о статусе добровольных пожарных дружин, народ, даже организовываясь, не спешит сообщать об этом властям, поделились с нами жители одного из сел. Боятся бюрократических проволочек.
Сложнее с самообороной в садовых товариществах. По правилам ответственность за противопожарную охрану дачных кооперативов лежит на плечах собственников дач. А это в основном пенсионеры. Эмчеэсники в связи с этим обратились в правительство: у таких дачников на это элементарно нет ни сил, ни средств. А ведь именно садоводства находятся ближе всего к лесам, и сейчас в них проживает множество людей. К тому же именно их, обычных граждан, и винят во многих пожарах, хотя в той же Архангельской области много возгораний в таких местах, куда человеку не добраться.
Гидромет говорит, что никаких сухих гроз не было, хотя эксперты говорят, что и оборудования, которое бы их могло зарегистрировать, тоже нет.
В первую очередь в пожароопасных регионах людям запретили ходить в лес. Точнее «ввели ограничение на посещение». Фактически же это означает, что если лесник или милиционер заметит вас в лесу, то он может оштрафовать вас на сумму 2,5–4 тысячи рублей. Хотя нам сотрудники Рослесхоза пояснили, что вроде бы адекватные лесники должны наказывать не мирных грибников, а только тех, кто «совершает серьезные противоправные действия» — разжигает костры. Хотя любители даров леса из уже несколько раз упоминавшейся нами полыхающей Архангельской области поделились, что
Может, в следующем году, когда вся техника дойдет до регионов (а есть и такие, где ее до сих пор не заказали), когда лесничества, получившие наконец благодаря прошлогодним пожарам должное внимание, наберут нужное число работников, когда обводнят торфяники, когда люди будут тушить за собой костры — гореть Россия будет меньше.