Компания "Красноярские авиалинии", закрывшаяся еще осенью прошлого года, до сих пор не может рассчитаться с долгами по зарплате своим работникам. Стюардессы, ждавшие зарплаты, компенсаций и выходных пособий больше полугода, были вынуждены начать голодовку.
14 мая 17 бортпроводниц закрылись в однокомнатной квартире одной из коллег, взяв с собой матрасы, питьевую воду и лекарства. Они решили отказаться от еды до тех пор, пока бывший работодатель с ними не рассчитается. Уже на следующий день одну из участниц акции увезли в больницу с гипертоническим кризом. Еще одна, Ольга Лебедева, сдалась на четвертый день после встречи голодающих с представителями администрации края. Она поверила их обещаниям и решила не рисковать своим здоровьем. "Денег, которые мы добьемся, может потом не хватить на таблетки", - говорит Лебедева.
"Мы не делаем различий между стюардессами и другими служащими. 60 млн. рублей перечислены, в скором времени они поступят на счета всех работников", - говорил депутат законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин, побывавший у экс-работниц авиакомпании на пятый день после начала голодовки. День-ги действительно были перечислены, однако до стюардесс дошла только часть суммы. Им погасили задолженность по зарплате за сентябрь, остальные деньги так и не поступили.
Они уходили по одной
Группа бортпроводниц таяла на глазах: каждые два-три дня кого-то из участниц забирали на "скорой". На 14-й день голодовки их оставалось девять. "Мы не шли голодать на две недели. Никто не думал, что мы не достучимся, что власти будут игнорировать нас. А в итоге получилось, что мы лежим здесь, в богом забытой квартире, богом забытой стране", - говорила тогда бортпроводница Ирина Третьякова. Каждый вечер женщины устраивали собрания, где подбадривали друг друга, обсуждали новости. "Мы все чаще вспоминаем строчки из известной песни: "На безымянной высоте нас оставалось только трое". А еще "10 негритят". Тяжело не только физически, но и психологически. Стараемся подбадривать друг друга", - рассказывала "Труду" Наталья Мочалова, еще одна участница голодовки. Сдаваться никто не собирался. "Не для того мы терпели две недели, чтобы вот так взять и разойтись, не добившись ничего", - говорили женщины.
Через 15 дней после начала акции в квартиру голодающих приехала бригада врачей. Женщин долго осматривали, мерили давление. "Они и желудки нам щупали: не верилось, наверное, что мы действительно больше двух недель без еды живем", - рассказывала "Труду" Ирина Третьякова. Медики предлагали женщинам прекратить издевательства над здоровьем. Стюардессы подписали официальный отказ.
"Родственникам мы улыбаемся, говорим, что все нормально. Не хочется пугать ни детей, ни родителей. Поэтому в гости их не пускаем, объясняем, что нельзя", - делилась одна из участниц голодовки. Питьевую воду, средства гигиены, лекарства и отвары трав приносили коллеги и знакомые.
Осталось меньше половины
"В коридоре, у входа в комнату, у нас висит календарь. Мы, как робинзоны, отмечаем на нем очередной день пребывания здесь, пишем, когда и кого увезли. Человеческий организм, конечно, вынослив. Но мы не знаем, сколько еще сможем продержаться", - делилась новостями Наталья Мочалова на 17-й день голодовки.
Спустя 18 дней беспрерывной голодовки в квартире оставались восемь человек. Вчера, на 19-й день, были госпитализированы сразу две стюардессы. После этого оставшиеся шесть женщин решили прекратить акцию. "Наступил критический момент. Мы посовещались и свернули матрасы, сейчас едем в машине по домам", - по телефону рассказала вчера вечером "Труду" Ирина Третьякова. По словам женщины, это не значит, что они пускают дело с зарплатными долгами на самотек. "В среду у нас намечена встреча с депутатом Швыткиным. Если не добьемся своего, голодовку возобновим", - сообщила Ирина.
Кое-какие результаты акция все же дала. По словам Третьяковой, женщины добились того, что одна из протестующих была включена в комиссию по распределению средств. Руководство компании заверяет, что в ближайшее время ожидается поступление 40 млн. рублей. Из этой суммы планируется рассчитаться с изможденными голодовкой женщинами.
Остается ждать
"Глухо, как в танке" - так определяют сами женщины результат голодовки. Стюардессы жалуются, что ни губернатор, ни законодательное собрание, ни даже краевой профсоюз не спешат принимать участие в деле выбивания долгов авиакомпании своим работникам. "Теперь нам остается только ждать и верить обещаниям, что скоро деньги действительно поступят. Пока они приходят нерегулярно", - рассказывает Ольга Лебедева. По ее словам, напоминать о себе стоит, но только не путем радикальных мер. "Гробить свое здоровье я больше не собираюсь", - заключила она.
"Вы извините, не могу больше говорить, тут дети подбежали, плачут", - Ирина Третьякова положила трубку.
Цена конфликта
19 дней продолжалась голодовка стюардесс
17 бортпроводниц начали акцию протеста
6 женщин продержались до конца голодовки
3,7 млн. рублей составляет долг по заработной плате голодающим бортпроводницам
80-120 тыс. руб. составляла заработная плата бортпроводниц в 2008 году
2,5 тыс. человек работали в "КрасЭйр" до банкротства авиакомпании
Источник: данные бортпроводниц и Федерации профсоюзов Красноярского края