Главная Культура 00:04 01 Ноября 2019 2871
Александр Градский. Жил-был он

Одна из ключевых фигур в русской культуре второй половины XX века отметит 70-летие

Александр Беляев, музыкальный критик
Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Эти фото примелькались в интернете: немолодой мужчина с длинными, по старой рокерской моде, волосами и фигурой, очень далекой от спортивной, ведет по пляжу за руку стройную юную красотку — по всей видимости, актрису, или певицу, или фотомодель. Но это как раз тот случай, когда не возмущаться надо, а следовать совету генералиссимуса: «Что делать будем? Завидовать будем». Ведь на фото не какой-нибудь «папик», а певец и автор замечательных песен, с которыми мы, кажется, прожили юность и живем дальше. Александр Градский, которому послезавтра исполняется 70 лет.

Градский — одна из ключевых фигур в русской культуре второй половины XX века. Обладатель удивительного фальцета, автор десятков песен и композиций, маэстро в любом стиле — от рок-н-ролла до оперы. Один из немногих оставшихся основоположников.

Начал музыкальную карьеру (ни о каких рок-карьерах в те годы речи не было) в 1965-м в группе «Славяне». Она третья по времени советская рок-команда — первой были Brothers, второй, уже русскоязычной — «Сокол» (от которой осталась песенка «Фильм, фильм, фильм» для одноименного мультфильма Федора Хитрука). Градский настаивал, что исполнять нужно только свое и на русском языке.

Напомню, в 1965-м рок — новинка и на Западе, еще не миновали пика своей моды The Beatles. В 1966-м Александр собрал легендарную группу «Скоморохи». Засветился в не менее славных «Скифах». Начал сотрудничать с композитором Давидом Тухмановым — и маститый советский хитмейкер, тоже увлекавшийся рок-н-роллами и твистами, пригласил Градского спеть в альбоме «Как прекрасен мир». Пластинка вышла на «Мелодии» (где ж еще ей было тогда выйти?) в 1972 году. Молодой Градский исполняет там «Джоконду» на стихи Татьяны Сашко и «Жил-был я» на стихи Семена Кирсанова. Великие вещи, даже если вслушаться в них сегодня.

Примерно в то же время он попадает в мир большого кино — его в качестве певца и композитора саундтрека «Романса о влюбленных» приглашает Андрей Кончаловский. В одном интервью Градский рассказывал о знакомстве с модным режиссером, представителем вечной культурной династии Михалковых. Дескать, Кончаловский где-то услышал его, 25-летнего выпускника Гнесинки, и сказал: иди сюда! Сам иди, якобы ответил певец, который уже тогда знал себе цену.

И якобы Кончаловский хотел подставить в фильм музыку именно Градского, а в титрах указать другого, более «проходного» композитора. Что, конечно, вызвало у молодого певца бурю протеста, и в титры его вставили...

Творческую задачу перед Градским режиссер поставил трудновыполнимую: «Песни должны звучать профессионально, и в то же время необходимо создать иллюзию непрофессионализма, будто поет простой парень, ну, скажем, водитель автобуса». Градский справился блестяще. А потом оказался в не менее культовом режиссерском кинодебюте брата Кончаловского, Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» 1974 года — там он поет на титрах «Песню о корабле».

Работа в кино дала Градскому и главный его хит, «визитную карточку» — песню «Как молоды мы были». Примечательно, что вещь эту Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали в 1975 году для фильма «Моя любовь на третьем курсе», который вышел в 1976-м, и если тогда кто-то и смотрел эту розовощекую комсомольскую чепуху, то сейчас она забыта напрочь, даже в русской «Википедии» странички про картину нет. Но первые строчки песни, «Оглянись, незнакомый прохожий...», спетые чистым звенящим голосом Градского, похоже, в ушах у всех навсегда. Певец утверждает, что тут сыграло роль стечение обстоятельств.

«Я записывался на «Мосфильме», пел в картине «Романс о влюбленных», когда ко мне подошел знакомый звукорежиссер и спросил, не хочу ли я записать песню еще для одного кинофильма. Вот тогда и познакомился с Александрой Николаевной. Идея была такова: люди после тяжелого трудового дня собираются у костра и поют эту сугубо лирическую песню. А я предложил немножко ее изменить — третий куплет петь на октаву выше. И Пахмутова специально под мой голос переделала аранжировку».

Тут надо бы напомнить, как сам Евгений Светланов пригласил Градского спеть в Большом театре Звездочета в опере «Золотой петушок». И о том, что Александр одним из немногих русских рок-музыкантов получил профессиональное композиторское образование, и не у кого-нибудь, а у Тихона Хренникова. И про то, что можно ежиться от его колючих фраз, на которые он мастак с юности (Градский, похоже, не признает авторитетов), но нельзя не разглядеть в нем высокого профессионала, мастера, которому все жанры по плечу и которому есть что сказать городу и миру.

Кстати, про авторитеты. Он и признанных иностранных звезд не всегда чтит, готов к пикировке и с ними. Уморительно рассказывал о том, как столкнулся, например, с Лайзой Миннелли в одном благотворительном проекте. «Она поет плохо, но женщина очень интересная...» Делалась запись, посвященная армянскому землетрясению 1988 года, участвовало множество мировых звезд, каждый артист должен был спеть по фразе в песне, которую специально написал Шарль Азнавур.

«Лайза шесть или семь раз спела, и все семь раз фальшиво. А я спел сразу. Тогда она меня спросила: «Ты откуда взялся такой?» Я говорю: «Из России». А она мне: «Этого быть не может, в России так не поют». Я ей опять: «Ну, из России я, чего ты привязалась?» Она тогда: «А ну скажи мне dirty words по-русски!» То есть, мол, выругайся. Дело в том, что у нее был близкий знакомый Михаил Барышников. И она, наверное, от него набралась русских изысков. Ну, я ей сказал все что думаю. А она тогда: «О, точно! Ты русский. Миша говорил то же самое». Пос-ле совместного выступления я уехал на разбитом такси в аэропорт и улетел домой. А она в огромном лимузине с девятью собаками, пятнадцатью телохранителями и четырьмя чемоданами направилась к себе в апартаменты. Вот такой шоу-бизнес. Чтобы быть богатым, не обязательно хорошо петь».

Сам он до сих пор звучит очень эффектно. В том числе в своих авторских песнях, с исполнением которых, правда, не частит. А жаль. Когда уходят со сцены оркестры, аккомпанирующие ему оперные арии, и берет он в руки гитару, оставаясь один на один с публикой, — вот тогда, кажется, и наступает главное. Наш «русский Паваротти» сочетает, на первый взгляд, несочетаемое: оперную подачу и ироничные тексты на злобу дня, практически публицистику. И ведь уживается это все, да еще как!

Кстати, живя всю свою жизнь на сцене как бы отдельно от других, Градский отдает должное именно тем товарищам по рок-цеху, которым есть что сказать. Вот его строки: «Не Андерса да Болена, / А Шевчука с Бутусовым / С базара понесут». Оказывается, не так уж далеки современные русские рокеры от Николая Алексеевича Некрасова. Равно как от Галича и других печальников русского народа.

И все-таки за Градским, в отличие от иных его коллег, не идет слава сугубо политического певца. Его посты не разносят сумасшедшими тиражами «Фейсбук» и прочие соцсети, его нравоучения не заполняют блоги фрондирующей радиостанции. Но само его присутствие где-то здесь, рядом, добавляет во взгляде на действительность иронии, сарказма, неприятия фальши и казенщины. Если хотите, смысла! Как в том старом анекдоте про диссидента, раздававшего на Красной площади чистые листки: «И так же все понятно».

А тем, кому непонятно, стоит вслушаться в его песни на концертах: «В России последние сто лет / Никто уж ни с кем не спорит, / Вот слово сказал — поносят, / Косою махнут и скосят. / Чуть высунул голову — сносят, / Не плача по волосам». Притом удивительно: и в песнях 1970-х, и в новых вещах — совершенно та же горько-ироническая интонация: «И надобно жить осторожно / И не рисковать острожно. / Поскольку любого можно... / Законно любого можно / Лишить и свободы и рая. / По-тихому — это можно... / По-быстрому — тоже можно... / Украсть — ну конечно, можно! / И лгать себе — в общем, можно, / Как пешкой, собой играя...»

Скажете, эксплуатация однажды найденного? Да нет, причина, думается, в другом: это не мы ли с вами наступаем на те же грабли, это не наша ли страна умудряется, меняясь неузнаваемо, не меняться ни на йоту, век от века наступая на те же грабли? А вы почему-то хотите совсем новых песен... Нет, это вопросы не к Градскому.

Да, кстати, были бы вы даже самой юной, прекрасной и талантливой девушкой — неужели не побежали бы за таким умным, ярким и мудрым дядькой? Да еще и имеющим свой Театр Градского, где таким вот молодым, талантливым открыта дорога?

Да я бы сам побежал.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5418
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5000
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...