Какое содержание власти столицы вкладывают в понятие «народный контроль» сегодня? Об этом заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова рассказала на встрече с журналистами.
Когда руководитель аппарата градоначальника заявила о том, что у людей впервые появилась возможность влиять на то, каким должен быть город, так и хотелось сказать: «Подробности!» Известно, где прячется дьявол, — в деталях. Но в них недостатка не было.
Личный отчет
«У нас в мэрии есть своя газета, которую мы называем «Приколы нашего городка», — рассказала Анастасия Ракова. — Публикуем в ней курьезные ответы чиновников на обращения москвичей».
Кстати, газету планируют выкладывать на всеобщее обозрение в интернет. И тогда все москвичи узнают истории, подобные той, когда глава одной из столичных управ в ответ на жалобу жителей написал, что он уволен в связи с нарушением, поставив собственную подпись. Или когда на просьбу жителей одного из домов уменьшить высоту установленных скамеек был дан ответ, что их высота «не регламентируется». А всего-то надо было вкопать скамейку поглубже.
По сути, в Москве впервые создана система, когда жалобы и предложения москвичей рассматриваются по существу, а решения принимаются в разумные сроки. И все это благодаря интернет-порталам правительства Москвы. Более 80% жалоб на качество содержания дворов или дорог, опубликованных на порталах, признаются исполнителями и берутся на исправление. По данным за сентябрь этого года, 63% жалоб, поступающих на порталы, признаются объективными, что в 5 раз больше, чем в случае письменных обращений граждан. То есть люди начали доверять «электронному чиновнику».
Создан специальный регламент работы с комментариями граждан на интернет-порталах, и органы власти должны его неукоснительно придерживаться. За содержание ответа персональную ответственность несут не клерки, а руководители органов власти, префекты или главы управ. Срок подготовки ответа — не более восьми дней. Ответы глав управ в обязательном порядке должны быть опубликованы. Причем отчитываться начальники должны лично, а не посылать своих заместителей, чтобы, по словам Раковой, «не превратить дело в профанацию».
«Печать» без печати
За год работы на портале «Наш город» были зарегистрированы более 34 тысяч пользователей и 780 тысяч посещений. За прошедший год на портале заработало 11 различных сервисов. По словам заместителя мэра, от 50 до 60% обращений в «Наш город» составляют жалобы на текущее содержание дворов. С мая по сентябрь количество таких жалоб увеличилось в 2,5 раза. Кроме того, на 90% увеличилось количество жалоб по капитальному ремонту, а относительно нестационарных торговых объектов наблюдается снижение числа обращений.
«Портал пользуется популярностью, и его воспринимают как рабочий инструмент», — сказала Анастасия Ракова. Она отметила, что все 810 обращений по вопросу текущего содержания дворов были обработаны в регламентные сроки, 77% из них были признаны и 45% устранены в течение указанного срока. В сфере капитального ремонта 60% замечаний связано с работами по ремонту подъездов,
Две трети жалоб поступают в связи с киосками и ларьками, не включенными в схему размещения нестационарных объектов торговли. Причем 56% таких объектов убираются сразу.
Несколько ситуаций стали сюжетами для газеты мэрии. Так, жители прислали фотографию с киоском «Печать», в витрине которого были любые товары, кроме газет и журналов. Начальство доложило, что все исправлено и в киоске выставлена печатная продукция. Но люди прислали еще один снимок: все те же помидоры: Случай был на контроле до тех пор, пока киоск не стал соответствовать своему назначению.
Портал «Дороги Москвы», как отметила заместитель мэра, работает меньше года, но за это время на нем было опубликовано около 11 тысяч комментариев. А общее количество посещений составило около 300 тысяч. 90% жалоб, поступающих на портал, признаются объективными, 42% нарушений устраняются сразу, а по 58% указывается срок устранения.
Липовые благодарности
На одном из заседаний Сергей Собянин поручил своему заместителю по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петру Бирюкову провести служебное расследование по комментариям на сайте относительно сроков выполнения ремонтных работ. Мэр Москвы также распорядился каждый квартал составлять рейтинг — как округа работают с жалобами граждан на городских порталах.
Процесс общения горожан с властью находится под контролем — 40 сотрудников бюджетного учреждения Московский центр «Открытое правительство» в постоянном режиме ведут мониторинг. Служба модерации отклонила более 3,5 тысячи комментариев от «благодарных пользователей»: некоторые главы управ были уличены в написании благодарностей в свой адрес. «Мы и дальше будем так же пристально отсеивать все навязчивые благодарности, понимая их необъективность», — заявила Ракова.
Впервые у людей появилась возможность публично заявить о нарушениях и в коммунальной сфере — недавно открылся портал «Дома Москвы». Сейчас непросто найти информацию о деятельности управляющих компаний и ТСЖ — эти организации совсем не стремятся раскрывать данные о своей деятельности. Теперь же принято решение, что управляющие компании, находящиеся в собственности города, в обязательном порядке будут работать через портал «Дома Москвы». Анастасия Ракова также добавила, что власти города вправе отказать в субсидировании управляющим компаниям, которые не раскрывают информацию о своей работе.
Электронный атлас
В следующем году откроется портал «Стройка» с информацией о земельных участках и о выданных разрешениях на строительство. Как объяснила Анастасия Ракова, «чтобы население могло понимать, где строить законно, где незаконно».
Столичные власти будут помещать в открытый доступ все больше информации для москвичей о различных учреждениях. «На будущий год, — сказала Ракова, — сделаем публичным для населения большой объем данных, как на карте, чтобы было удобно смотреть, так и в читаемом виде».
Это будет принципиально новый сервис для жителей — «Электронный атлас Москвы». На одной карте разместят сведения обо всех городских объектах: школах, поликлиниках, органах власти, учреждениях культуры. Всего около 100 слоев информации, необходимой людям. Кроме того, будут расширяться возможности пожаловаться через интернет на медицину. Заместитель мэра напомнила, что сейчас ряд замечаний на проблемы в учреждениях здравоохранения москвичи могут оставлять на портале «Наш город», однако не исключила возможности открытия отдельного сайта, посвященного этой больной теме.
Компетентно
Сергей Собянин, мэр города Москвы
— В результате реакции, в том числе и моей, на ответы чиновников ко многим руководителям пришло понимание, что отписки, брак в работе, неуважение к гражданам обернутся лишением премии, взысканиями или увольнением с работы.
Жалобы с портала «Наш город»
Вопрос: Была ли произведена приемка выполненных работ по благоустройству дворовой территории по адресу Неманский проезд, дом 11? Если да, то почему на приемку работ не была приглашена инициативная группа, принимавшая участие в открытии и согласовании видов и объемов работ по данному адресу? Мнение инициативной группы: работы выполнены не в полном объеме с ненадлежащим качеством. Просим провести повторную приемку работ.
Ответ: ГКУ «ИС района Строгино» готово провести повторную проверку объемов и качества работ, выполненных в ходе благоустройства дворовой территории, за счет дополнительного финансирования. Встреча состоится по адресу: Мельник В. Г., глава управы Строгино.
Вопрос: Во время работ по благоустройству во дворе были окрашены бордюры, однако на дорожке, ведущей к детской площадке, бордюр был окрашен вместе с лежащей на нем собачьей какашкой (фото прилагаю). Убедительная просьба объяснить вашим работникам, что это ненормально и так делать нельзя, немедленно убрать эту высокохудожественную инсталляцию и окрасить бордюр заново. С уважением, Елена Викторовна.
Ответ: Уважаемая Елена Викторовна! По вашему обращению все нарушения устранены. Баташов С. М., глава управы Преображенское.