Что касается итогов сезона, то, уверен, в их оценке сойдутся многие, в том числе и люди противоположных вкусов и убеждений. Давно уж не было на наших домашних экранах такого количества грязи и компромата, вылитого телеканалами друг на друга и на известных политиков. Две волны непримиримой информационной войны, пришедшиеся на парламентские и президентские выборы, не прошли для ТВ даром. Его авторитет в обществе упал до небывало низкого уровня.
И хотя сегодня по инерции телекиллеры с разных каналов продолжают подчас выпускать стрелы друг в друга, зрительская апатия к эфирной "мочиловке" столь очевидна и велика, что каналы вынуждены резко менять курс. В начале этой недели газеты сообщили, что известные политические тележурналисты в летние месяцы выступят с премьерами передач, далеких от политики. Ашот Насибов станет ведущим программы, посвященной кулинарии, а Павел Лобков - плодово-ягодного шоу "Садо-огород".
Я уверен, что эти передачи вызовут интерес у зрителей. Такой же, каким пользуются появившиеся недавно на РТР "Семейные новости". Сделанные без всякой патетики, официоза и помпы, присущих выпускам новостей на крупнейших телеканалах, они рассказывают нам о том, что мы сами с удовольствием затем пересказываем своим знакомым и близким. Некоторые с нескрываемым презрением называют такие новости обывательскими. В них действительно нет планетарного содержания. Но, что ж тут поделаешь, мы, в массе, действительно - обыватели, "рядовые" граждане, которым интересно многое из того, что не входит в сводку политических новостей дня.
Иные телеканалы больны стремлением обрести статус федеральных. Для них это оборачивается почему-то невниманием ко всему тому, что происходит под носом, в своем городе. Только на прошлой неделе столичный канал ТВЦ начал наконец выпускать ежедневные "События. Время московское", посвященные городским новостям. И, надо сказать, сразу стало очевидным, что такая передача нужна зрителям.
Впрочем, то, что телевизионные гранды осваивают с трудом и не сразу, для каналов поменьше является основной формой работы. Я имею в виду те телекомпании, что вещают на дециметровых волнах. Они в основном очень далеки от политики и ориентируются на местный материал и на местную же аудиторию. Их, к сожалению, пока что непросто принимать, не имея специальной антенны. Да и далеко не все газеты публикуют программы их передач. Скажем, такой популярный еженедельник, как "ТВ парк", игнорирует канал "Дарьял-ТВ", хотя через неделю исполняется уже год, как он находится в эфире.
Каюсь, я тоже не часто видел их передачи. А тут на днях переключая одну кнопку за другой методом, как говорится, "тыка", напал на программу, где генпродюсер "Дарьял-ТВ" известный писатель Аркадий Вайнер и другие руководители канала рассказывали собравшимся в студии зрителям о своей работе. Меня сразу же привлекли некоторые провозглашенные принципы. Ориентация на высокие моральные ценности. Отказ от жестокости, "чернухи" и порнухи. Стремление говорить с людьми о том, что их волнует в повседневной жизни. Желание привить им по возможности оптимистический взгляд на будущее. Ориентация на собственное производство, а не на покупной продукт. А потом увидел некоторые их программы. "Послушайте..." Игоря Бестужева-Лады, "Гранки +" Инны Бут, "История любви" Татьяны Захаровой. Они мне понравились. При всех шероховатостях, объяснимых молодостью канала, в них были и достоинства той же молодости: непосредственность, искренность, открытость.
Те же самые качества видны и в работе другого дециметрового канала - М1. Не так давно он сменил не только название, но и команду руководителей и авторов. Ставка сделана на поиски своего места, своей ниши в, казалось бы, перегруженной телевизионной панораме. Главной краской программ М1 стало, если так можно выразиться, игровое начало. Авторы всякий раз будто приглашают нас, зрителей, к соучастию в происходящем на экране.
В начале этой недели на М1 закончили показ десятисерийного мультипликационного компьютерного фильма "Академия собственных ашибок". Сделанный под руководством известного мастера анимации Александра Татарского, сериал ставит перед собой сложнейшую задачу: в увлекательной, шутливой форме поведать зрителям о непростых реалиях сегодняшней нашей экономики. Использовано все: незлобивый юмор, мягкая ирония, веселые песенки, где меткие слова положены на популярные мелодии.
Так же непосредственно и весело рассказывают на канале о жизни Москвы. Программа "Наши в городе" представляет ее не как сверкающую блеском и богатством красавицу-столицу, а просто как шумный мегаполис, в котором чего только не происходит. И информация об этих событиях идет не из отделенной от окружающего мира звуконепроницаемыми толстыми стенами телестудии, а из легкой палатки, поставленной на одной из улиц. Снова мы, зрители, невольно соучаствуем в показанном.
А в "Желтухе", где представлен обзор бульварных изданий, авторы пошли еще дальше. Ведущий А.Гордеев (музыкант из славящегося своими "приколами" ансамбля "Манго-манго"), цитируя сообщения желтых газет, подает их так, что даже искушенному зрителю не понять: правда это или розыгрыш. Не говорю уж о "Голой правде" - о ней писали многие газеты, в том числе и "Труд". Тут, конечно, игровое начало использовано на все сто. Иногда даже сверх того...
Словом, каждый из нас способен открыть для себя немало интересного в работе каналов, не входящих в число телевизионных монстров. Особенно летом, когда те, утомленные политическими баталиями, впадают в спячку межсезонья.