Главная Культура 00:17 01 Апреля 2022 21265
«Я свеча, я сгорел на пиру»

4 апреля великому кинорежиссеру Андрею Тарковскому могло бы исполниться 90 лет. Из них он прожил на свете только 54 года

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Андрей Арсеньевич ушел из жизни, успев снять всего семь полнометражных картин. Но каких! Его имя в пантеоне мирового киноискусства значится рядом с именами Антониони, Бергмана, Феллини, Бунюэля, Куросавы — величайших художников ХХ века.

Андрей Тарковский был фанатом, маньяком (по его собственному определению) десятой музы. Он мечтал и был готов снимать по две картины в год. В заявках, которые режиссер подавал в Госкино СССР, фигурировали экранизации «Идиота» и «Бесов», «Обломова» и «Гамлета». Он мечтал перенести на экран «Матренин двор», «Преступление и наказание», «Жизнь Клима Самгина», «Мастера и Маргариту», «Смерть Ивана Ильича». Он планировал снять фильм «Двойник» о Достоевском и «Бегство» о Толстом. Годами вынашивал идею картин о протопопе Аввакуме и святом Антонии. Ни один из этих замыслов ему реализовать не дали.

В его заявках не было ничего крамольного, а тем более антисоветского — Тарковский не был диссидентом, борцом с режимом. Даже оказавшись на Западе, он не делал антисоветских, да и вообще политических заявлений, внутренне продолжая ощущать себя советским художником. Но система все равно чувствовала в Тарковском чужака. Чиновники от культуры, часто не понимая глубины его работ, кожей чувствовали в его фильмах некое зашифрованное от них «вредоносное» послание.

На самом деле «вред», содержавшийся в фильмах Тарковского, состоял в утверждении вечных христианских (а не классовых) идей и ценностей — именно на этом прочном фундаменте базировалось творчество режиссера. «Культура не может существовать без религии. Культура сублимируется в религии, а религия — в культуре», — считал Тарковский, который был не только выдающимся режиссером, но еще и философом, религиозным мыслителем, облекавшим свои «проповеди» в форму высокохудожественных фильмов. Надо ли говорить, как трудно было художнику с таким мировоззрением творить в воинственно атеистической стране?

Тарковский не мог и не хотел менять себя, подстраиваться под общие для всех правила игры. В несвободной стране он чувствовал себя внутренне свободным человеком. И вел себя соответствующим образом. А это не прощалось. Поэтому его сценарии раз за разом отвергались, а снятые им фильмы получали десятки убийственных поправок. Режиссер выработал свой метод борьбы с этим жестким прессингом: досъемками, поправками он улучшал, а не калечил свои картины. И всеми силами добивался их выхода на экран.

Фильмы «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер» гремели по всему миру, собирали за рубежом призы и валюту, а в своей собственной стране Тарковский чувствовал себя изгоем. Порой ему нечем было заплатить за электричество, не на что было отпраздновать свой день рождения, и он отменял прием гостей. Так система постепенно выдавила Тарковского на Запад — как выдавила она ранее Солженицына, Ростроповича и Вишневскую, Бродского, Любимова...

Тарковский не чувствовал себя счастливым ни в солнечной Италии, где он снимал «Ностальгию», ни в пасмурной Швеции, где работал над «Жертвоприношением». Он был подлинно русским художником, и ему в этих благополучных странах не хватало, как это ни покажется кому-то чересчур возвышенным, воздуха родины, «дыма Отечества». Нарастало трагическое ощущение оторванности от родной почвы, усугубленное неизлечимой болезнью — раком легких. В его последних картинах и дневниковых записях явственно звучит мотив жертвы — во имя спасения других.

Его ранняя смерть и стала такой искупительной жертвой. Тарковский сгорел, как свеча (в фильме «Ностальгия» звучат стихи его отца, Арсения Тарковского: «Я свеча, я сгорел на пиру, соберите мой воск поутру»), но осветил и показал новым поколениям художников путь честного, бескомпромиссного служения искусству. Сам он, впрочем, себя мессией не считал, хотя и осознавал свою роль и место в современном кино. Вот запись в его дневнике: «Я никогда не желал себе преклонения (мне было бы стыдно находиться в роли идола). Я всегда мечтал о том, что буду нужен».

Надежды Тарковского сбылись: сегодня он нужен мыслящему человечеству. В эти апрельские дни во многих странах мира пройдут ретроспективы его картин, состоятся посвященные ему научные симпозиумы. В Европе Тарковского называют «богом кинематографии». Будет, разумеется, отмечен юбилей режиссера и в родной стране. На студии «Мосфильм», где работал режиссер, отреставрировали его фильмы, которые будут показаны на фестивалях, на телевидении и в прокате. Наверняка в адрес режиссера будет сказано много высоких слов, прозвучат фанфары. Но у кинематографистов и у поклонников режиссера от этих юбилейных торжеств в глубине сердца останется осадок...

Дело в том, что еще в 1988 году Союз кинематографистов, которым тогда руководил Элем Климов, инициировал создание музея Андрея Тарковского в Москве. А точнее, в 1-м Щипковском переулке, где в доме № 26 прожил большую часть своей жизни великий режиссер. Противников у этой идеи не было и нет. Но менялись градоначальники, множились концепции музея, составлялись все новые бизнес-проекты и сметы, уточнялись сроки строительства — то к очередному юбилею режиссера, то к Году кино, пока в 2004 году не рухнула крыша дома. А потом двухэтажный дом (каменный низ, деревянный верх) и вовсе снесли, пообещав «воссоздать его с нуля».

Вот уже много лет на месте мемориального дома — огороженный пустырь. Зона. Сталкер. Хотя в чиновничьих бумагах строительство музея Тарковского в 1-м Щипковском переулке по-прежнему значится. Очередное рассмотрение вопроса состоится в 2023 году. Авось к 100-летию со дня рождения великого режиссера (позволю себе такую горькую иронию) будет заложен фундамент музея. Если к тому времени сотни уникальных экспонатов, которые хранятся и ветшают на руках у энтузиастов создания музея, не разойдутся по аукционам и частным коллекциям...

P.S. Когда писались эти строки, стало известно, что среди лотов аукционного дома Литфонда заявлен 90-страничный сценарий фильма «Солярис» с пометками, комментариями Тарковского и его соавтора, писателя и драматурга Фридриха Горенштейна. Начальная цена лота составляет 4,5 млн рублей.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9485
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7184
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?