Следователи по делу о терактах на станциях московского метро «Лубянка» и «Парк культуры» уже выяснили, как шахидки-смертницы попали в столицу и кто их сопровождал. В розыск уже объявлены три их предполагаемых сообщника.
Следователям удалось восстановить путь шахидок-смертниц, 29 марта 2010 года устроивших двойной теракт на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» в Москве. По последним данным, трагедия унесла жизни 39 человек. Первоначально сообщалось, что обе смертницы зашли в метро на станции «Юго-Западная». Однако позже следователи выяснили, что шахидки приехали в Москву на одном из частных междугородных автобусов, которые привозят торговцев-челноков на столичный рынок «Лужники» из Грозного, Нальчика, Хасавюрта, Дербента и Махачкалы.
Следователи показали фотографии уцелевших голов террористок всем водителям междугородных автобусов, и один из них опознал среди них своих пассажирок. Он рассказал, что привез девушек рано утром 29 марта. Смертницы ехали в сопровождении молодого мужчины кавказской внешности, плотного телосложения, ростом 180 сантиметров. С ним были три сумки багажа.
Сыщики полагают, что все трое покинули автобус и пешком дошли до моста через Москву-реку, а затем спустились на станцию «Воробьевы горы». Там шахидки с интервалом в несколько поездов сели в составы, направлявшиеся в центр. Первая смертница подорвалась в 7.52 — в тот момент, когда поезд остановился на станции «Лубянка». Бомба при второй девушке сработала в 8.36 на станции «Парк культуры». Шахидок разорвало на куски. Когда эксперты собрали фрагменты их тел, выяснилось, что у трупов не хватает частей туловища и кисти одной из рук. Это может говорить о том, что взрывные устройства девушки держали в дамских сумочках на уровне живота. Следователи полагают, что бомбы привели в действие дистанционно, по сигналу с мобильного телефона сообщники террористок. Сейчас оперативники ищут двух женщин и одного мужчину, которые могут иметь отношение к теракту.
Спецслужбы полагают, что в организации теракта непосредственно участвовал 36-летний уроженец Надтеречного района Чечни Казбек Матаев. По данным правоохранительных органов Чечни, Матаев причастен к терактам на Северном Кавказе, его ищет милиция с 2002 года. Боевик несколько лет скрывался за пределами Чечни, но в 2009 году вернулся в республику и летом организовал серию терактов против военнослужащих в Урус-Мартановском районе. У него большой опыт в подготовке смертниц. Его почерком можно назвать организацию терактов сразу из нескольких взрывов.
Что касается самих смертниц, следователи полагают, что ими стали вдовы боевиков, уничтоженных в последние месяцы на Северном Кавказе. Так, проверяется информация о причастности к терактам вдов четырех братьев Картоевых, убитых 4 марта 2010 года в Ингушетии, а также супруги уничтоженного 24 марта в Нальчике лидера боевиков Кабардино-Балкарии Анзора Астемирова Зухры. Ее до сих пор не могут найти мест-ные милиционеры. Помочь в поиске террористов решили и мусульмане. Исламский культурный центр России объявил награду в 1 млн. рублей за информацию о теракте.
Как становятся смертницами
Шахидки-смертницы делятся на три основные группы. Первую можно условно назвать идейной. Это глубоко верующие молодые девушки и женщины, попавшие под влияние ваххабитов. Для боевиков это самые желанные жертвы из-за их бескорыстности.
Вторая группа — шахидки по принуждению. В ней оказываются молодые девушки, которых боевики похитили, купили или обесчестили, чтобы их уже никогда не приняла семья и им некуда было возвращаться.
Третья группа шахидок — мстители. В нее попадают родственницы убитых спецслужбами боевиков. Например, «черные вдовы» участвовали в захвате центра на Дубровке (мюзикл «Норд-Ост»), а затем совершили теракт в Тушино.