Согласно исследованиям агентства «Автостат», в России в этом году каждый третий проданный новый автомобиль — так называемый внедорожник. Подобный факт — лучшая иллюстрация двух неразрешимых проблем страны с дураками и дорогами.
Статистика всегда лукава. Действительно, на рынке было продано 30,2% новых машин, относящихся к категориям «внедорожник» или «кроссовер». Еще чуть-чуть, и продажи так называемого полного привода сравняются с реализацией машин класса В, куда относят все «Жигули», кроме «Нивы». Год назад (замер продаж по конец сентября) класс В занимал более 40% рынка. Сегодня 5% отошли к внедорожникам. Кажется, что это самое адекватное отражение ситуации с российскими дорогами. Вроде как покупатели машин страхуются от одной из двух извечных бед.
Впрочем, российское стремление ездить на полноприводных машинах не оригинально. В Европе и в США продажи внедорожников также растут.
— Существует иллюзия, что за границей все автомобилисты экономные и ездят на малолитражках, но это не так, — считает эксперт журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. — Во-первых, двигатели современных внедорожников уступают по экономичности двигателям седанов и хетчбэков, но разница в расходе топлива уже не так значительна. Как и разница в выбросах выхлопных газов. Во-вторых, большинство кроссоверов и внедорожников отнюдь не являются вездеходами в классическом варианте, поскольку имеют монопривод (в основном передний).
У подавляющего же большинства один из мостов включается только при возникновении опасной дорожной ситуации. То есть в классическом понимании это и не внедорожники вовсе. Но при этом более высокий дорожный просвет, более просторный салон создают дополнительный комфорт для водителя. В России ситуация немного иная. В первую очередь на увеличение продаж влияет имидж, когда обладание большим по размеру автомобилем якобы добавляет статусности владельцу (что бы сказал по этому поводу Зигмунд Фрейд?!).
Теоретически автомобиль с высокой посадкой и повышенной проходимостью — спасение для автомобилистов страны, где зачастую по полгода лежит снег. Правда, позволить себе купить настоящий кроссовер или внедорожник, способный припарковаться в сугробе и самостоятельно из него выбраться, увы, могут позволить себе лишь немногие жители крупных российских городов. Где как раз и дороги приличные, и чистят их системно. Зато, скажем, сервисное обслуживание ходовой части полноприводной машины автоматически стоит в два раза дороже, чем у машины с моноприводом.
Но, видимо, в России еще не вошло в привычку скрупулезно калькулировать расходы. Мода и психологическая уверенность при вождении важнее.