ОСЕНЬ в Барнауле как обрезало. Еще в полдень под ногами хлюпало месиво, а к вечеру ударил такой мороз, что машины то и дело опасно крутило на оледеневших улицах. Наутро лег снег.
- Не в вашу пользу погода, - посочувствовал я на прощание Евгению Скурлатову.
Он согласился: в поисковых работах снег на руку тем, кто скрывает следы. А уже несколько месяцев идет (пока, видимо, малоуспешный) поиск этих самых "следов" в связи с судьбой пяти пропавших абитуриенток местного политехнического университета. Скурлатов - один из руководителей оперативно-поисковой группы, которая занята громким делом. Цепочка трагедии внешне выстраивается так:
29 июня зашла в главное здание университета, чтобы сдать документы в приемную комиссию Юля Тихтиекова. Больше ее никто не видел.
28 июля туда же на консультацию пришла и бесследно исчезла Лилиана Вознюк.
1 августа вошла в главный корпус университета (узнать результаты экзаменов) и затем канула как в воду Ольга Шмакова.
8 августа, взяв бланки для обучения на платном отделении, пропала Анжела Бурдакова.
15 августа у входа в здание университета в последний раз видели уже поступившую учиться Ксению Киргизову.
Вот такая страшная хронология таинственных исчезновений в Барнауле. Журналисты, понятно, ходят вокруг Скурлатова и его сотрудников в надежде выудить хоть какую-нибудь новость. Ругают милицейское начальство почем зря. Но Скурлатов и его коллеги терпеливо молчат: будут новости - скажем.
Я, отправляясь в командировку на Алтай, надеялся на особое к себе расположение. Как-никак с Женей Скурлатовым мы знакомы чуть ли не 20 лет. Однако он дал понять: дружба дружбой, а служба службой. Есть тайна следствия, и выдавать ее никому никто не имеет права.
Ясно, я и не настаивал. Версий того, что же могло случиться с пятью пропавшими студентками-абитуриентками, - великое множество. Как отметили в ГУВД, ни одна из них, даже на первый взгляд невероятная, со счетов не сбрасывалась. Хотя некоторые - похищение девушек для перепродажи в некие бордели или для предположительной трансплантации их органов выглядят сомнительно. В конце концов для этих целей вовсе не обязательно красть именно абитуриенток одного вуза, да еще и подвергая себя такой опасности - ведь исчезали девушки в течение короткого времени в одном и том же месте. Исчезали и тогда, когда уже шел сыск, и в политехническом дежурили оперативники, была усилена бдительность вахтеров и охранников, дефилировали "подсадные утки" из числа студенток местного юридического института. Никто "не прорезался". Никто не клюнул и на "дичь". Зато именно в эти дни, словно в издевку, пропала Ксения Киргизова.
То, что барнаульская милиция слишком поздно взяла во внимание одну за другой пропажу студенток - абитуриенток и не объединила в одно дело, - теперь признано. Попытку спасти честь мундира в Москве пресекли на корню, отправив в краевой центр комиссию, после выводов которой полетели с должностей видные милицейские чины. Впрочем, не только за халатную неспешность в "деле пятерых", но и за то, что Барнаул, как и многие районы Алтая, слишком крепко взяты в оборот криминалом. Недельная сводка краевого УВД, которую почти на всю полосу печатает одна из газет, напоминает самые "горячие" годы с их полным хаосом, беспределом.
Тальменка. В канализации обнаружен труп молодого человека. Итог пьяной ссоры на почве ревности.
Быстрый Исток. Глава районной администрации (!) Владимир Кирьянов вместе с друзьями проламывают череп местному жителю Меружану Вартаняну.
Барнаул. Недалеко от церкви найден труп 25-летнего Александра Невского. Причина убийства, скорее всего, - исчезнувшая иномарка.
Новичиха. Убита кассир-оператор автозаправочной станции. Из сейфа похищено 14467 рублей. Чтобы скрыть следы преступления, автозаправку спалили. Ну и так далее.
...Мама тихим, обыденным голосом сообщает свою, местную "сводку". Приезжающие в мою родную деревню погостить на машинах в них и ночуют: если не украдут, то уж бензин обязательно сольют. У соседа-инвалида - ночью зарезали последнего поросенка. Конечно, он слышал, но не мог встать - отказали ноги. Собак на привязи ночью держать не рекомендуется - подкормят, убьют и съедят.
Преступность, порожденная нищетой, вообще неистребима.
Не думайте, что я пытаюсь взять под защиту милицию. Могу привести и из собственной практики примеры милицейского произвола. Могу, но ловлю себя на мысли после командировки в Барнаул: хулить милицию стало не только справедливо, а и модно. Как и показывать ее в "ментовских" телесериалах: разбитной, приблатненной, орудующей больше кулаками, чем головой.
Но есть правда, если угодно, рутина сыска. Она "нетелегенична", невыигрышна.
Каждый раз, когда я хотел встретиться с Евгением Скурлатовым, он, извиняясь, говорил: "Не сейчас. Вызывает прокурор". "Еду на труп". "У нас оперативка". Появлялся часам к 10 вечера: "А мои еще работают". Среди его, Скурлатова, сотрудников есть и матерые, вроде Игоря Беспалова, и пацаны, которым бы учиться да учиться, а они уже приобщены к такому серьезному делу.
С 4 сентября, когда группа, занимающаяся этим делом, перешла на "нон-стоп", она проделала большую работу. Перво-наперво были "отработаны" все больницы, морги, вокзалы, посты ДПС, архивы, сделаны запросы в ближайшие регионы, изучены похожие дела, "смежные" нераскрытые преступления. Одновременно обследовались теплотрассы, подвалы, чердаки, заброшенные дома, замороженные новостройки, подозрительные гаражи, свалки, городские пустыри, берега Оби и ее дно - с помощью водолазов. Допрашивались бомжи, проститутки, уголовные авторитеты, таксисты - все те, кто мог так или иначе помочь следствию. Никогда не жаловавший милицию контингент отвечал на вопросы, как правило, с охотой. Но дело далеко не продвинулось.
Поисковая карусель закрутилась в близлежащих от Барнаула лесах. Пять дней цепочка - две-три сотни милиционеров в двух метрах друг от друга - прочесывала самые подозрительные и труднопроходимые места - через бурелом, свалки, овраги, перетряхивая подозрительные ворохи травы и перекапывая свежие земляные бугры...
"Вылизывались" все углы главного здания политехнического университета, где и пропали почти со 100-процентной уверенностью абитуриентки. Здание действительно мрачноватое изнутри. Построенное в 70-е, оно остается самым большим среди других учебных и научных объектов в городе. Огромное количество переходов, входов и выходов, сотни аудиторий - приходилось там бывать еще по молодости, и я хорошо помню то чувство неуютности и даже потерянности, которое я тогда ощущал. Ничего не изменилось с тех пор. Трудно представить ужас, который испытывали попавшие в западню жертвы. А может, неизвестному удавалось уводить отсюда девушек, не вызывая у них тревоги?
Сыщиками были обследованы все аудитории, все кабинеты, включая ректорский. Ни одного пятачка не обошел кинолог с собакой. Своим ходом шли допросы преподавателей, студентов, технических работников, охранников, вахтеров, родителей абитуриентов, которые были в дни экзаменов в главном корпусе. Более 100 следователей и оперативников задействовали в этой работе. Должна же быть хоть какая-то зацепка! Ни одной...
А потом анонимный звонок - в Калманском районе обнаружили труп. Выехали, исследовали. Установили: останки, предположительно, Анжелы Бурдаковой... Еще через четыре дня примерно в том же месте были подняты останки, вероятно, Ксении Киргизовой. Требуется глубокое исследование.
А если будет сказано "да", то фронт поиска может сузиться. Два трупа и в одном районе. Значит, преступник хорошо его знает? Значит, живет здесь или когда-то жил? Имеет дачу? Родственников? Знакомых? Охотничал в этих местах, собирал грибы? Это ничего, что много вопросов. Хуже, если это просто хитрый ход преступника, рассчитывающего таким образом сбить сыщиков с истинного следа...
Многие эксперты склоняются к тому, что в истории с пропавшими в Барнауле девушками замешан маньяк. И тут всякий повидавший виды сыщик скажет, что это похуже, чем самая организованная группа. Группа - сообщество, в котором предполагается наличие взаимоотношений, конфликтов, разность взглядов, характеров, что выплеснется наружу. Психология маньяка не укладывается в привычное русло. Он может быть внешне обыкновенным человеком, интеллигентным, спокойным, даже обаятельным. Внешне. Зверь просыпается в нем по случаю. По какому? Тут могут ответить психологи, помогающие следствию.
Они отмечают: безусловно, человек, причастный к исчезновению девушек, умен, хитер и осторожен. До сих пор он остается невидимкой, а это значит -акции он планировал тщательно. Первое преступление совершил 29 июня и затаился, выжидая, какой будет реакция. Увы, ее не последовало. Значит, решил он, я действую правильно. 29 июля, спустя ровно месяц после исчезновения Юли Техтиековой, он вновь вышел на охоту. И потом, словно торопясь, за 18 дней совершил еще 4 похищения. Скорее всего, торопливость объясняется просто тем, что завершались вступительные экзамены. Абитуриенты разъезжались. А именно "абитура" была его клиентом - молодые, неискушенные, знающие соседей по аудитории шапочно, занятые своими волнениями, связанными с экзаменами. Помните, одну из новелл фильма "Операция "Ы", или Приключения Шурика" о студентах, которые провели день вместе, так и не видя друг друга? Конечно, это гротеск, но психология подмечена точно. Значит, преступник тоже был неплохим психологом.
- А то, что из пяти девушек четыре - приезжие? Случайность? Скорее - расчет. Пока дома хватятся, пока приедут, заявят... Время, он понимал, работало на него. Да и девушки-провинциалки наивнее, доверчивее. Был ли преступник мужчиной? Увести за собой, расположить, заставить довериться куда проще женщине. Как рассказывают, Ксения Киргизова была настоящей трусихой, боявшейся даже ехать одна на автобусе из Бийска в Барнаул. А тут она вдруг идет за кем-то по темным лабиринтам огромного, пустынного здания...
Опять не сходится. А нужно, чтобы сошлось. Следствие может предполагать, а суд требует веских доказательств. Иногда на это уходят годы. Вспомним, чтобы прервать кровавые похождения Чикатило, потребовалось десять лет. И без удачи не обошлось.
А удача пока обходит стороной Скурлатова и его коллег.
- У меня все переворачивается, как представлю: вот он, рядом с нами ходит. Ходит и ухмыляется нам в спину. И еще, Витя, - тут он чуть-чуть запнулся, - я ведь не только опер. Я еще и отец. Две дочки у меня.
...А в Барнауле уже настоящая зима. И смерть по-прежнему бродит по тихоньким улочкам старого сибирского города - быть может, вглядываясь в лицо очередной жертвы. Но следы должны где-то быть - следы зверя...
P.S. В Калманском районе подняты останки еще трех трупов. Новые следы дела пяти абитуриенток? "Пока не готовы ответить точно", - сказали нам в УВД Барнаула, идут исследования. Подождите, мы обязательно сообщим "Труду".