Совещание проходило так. Сначала столичные начальники из специально оборудованной студии Ростелекома долго втолковывали невидимым собеседникам в Астраханской, Кировской, Иркутской, Сахалинской и Ивановской областях свой взгляд на сложившуюся ситуацию. Затем слово поочередно брали главные "образованцы" вышеупомянутых регионов. Тревожно прозвучало сообщение заместителя министра образования Андрея Свинаренко о ежегодном начиная с 2001-го сокращении общего контингента школьников примерно на один миллион. В результате дошло до того, что сейчас в 5600 школах, главным образом сельских, учится менее чем по 10 детей. Впрочем, у демографического спада есть и свой небольшой плюс: в первую смену в 2005 - 2006 учебном году будут заниматься уже 76,2 процента детей (еще несколько лет назад половина детей училась во вторую смену).
Сданы в эксплуатацию 434 новых школьных здания (в прошлом году было 356 школ-новостроек), два из них - в многострадальном Беслане. Чеченская республика встречает 1 сентября с 11 новыми детскими садами и учреждениями дополнительного образования. Вопросом номер один по-прежнему остается безопасность школ. Об этом говорил первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин. К сожалению, отметил он, к охране учебных заведений довольно часто привлекают неквалифицированных людей. Они к тому же позволяют себе распивать спиртное в присутствии детей, ругаться матом, устраивать между собой драки и потасовки. Уж лучше, сказал Чекалин, брать в охранники милиционеров, которые проходят специальное тестирование. Министр Андрей Фурсенко поведал о положительном опыте в Хабаровском крае - там появились так называемые школьные участковые, которые знают всех учеников в лицо, в том числе и "трудных", и всегда готовы прийти на помощь в кризисных ситуациях.
Для обеспечения безопасности школьных зданий представитель МВД призвал коллег в регионах использовать весь существующий арсенал: ручные детекторы, "рамки", служебных собак, натренированных на поиск взрывчатки. "Возле школ, - сказал Александр Чекалин, - не должно остаться ни одной строительной бытовки, брошенной машины или мусорного контейнера". Конечно, все эти меры в реальной жизни будут касаться исключительно крупных городов. Жителям деревень даже "тревожная кнопка", о которой в столице только и разговоров, кажется экзотикой. Да и какой от нее толк, если в населенном пункте отсутствует телефон? То же и с пожарной сигнализацией. Кому сигналить, если от сельской школы ближайшая пожарная команда находится в 140 километрах? Борис Бакитько, представляющий Роспотребнадзор, посетовал, что порой в школах не понимают даже элементарных санитарных требований, например, к освещению классов. Уж лампочку-то можно вкрутить своими силами, без оглядки на центральное руководство.
Региональные руководители образования отчитывались о проделанной работе, рассказывали, куда пошли деньги из муниципальных бюджетов. Попутно огорчались, что в этом году опять придет мало первоклассников, что по-прежнему не хватает учителей. Правда, есть и приятные новости. Например, астраханский министр образования Виталий Гутман сообщил, что в этом году 30 выпускников местного госуниверситета отправятся работать в сельские школы.