За последний месяц в Щелково произошли две серьезные аварии на коллекторах водоканала — в течение нескольких дней неочищенные стоки попадали в грунтовые воды и реку Клязьма. Местные жители уже давно привыкли к зловонному сероводородному запаху и массовой гибели рыбы и не раз обращались во все инстанции, вплоть до президента. Чтобы изменить ситуацию, областные чиновники предлагают объединить водоканалы Щелково, Королева, Пушкино, Фрязино, Ивантеевки и Щелковские межрайонные очистные сооружения, как технологически связанные объекты, под одной крышей Щелковского водоканала. Если это случится, происходящее будет напоминать бомбу с часовым механизмом, которая может рвануть в любой момент.
Эксперты считают, что идея такого объединения несет в себе значительные экологические риски. В первую очередь из-за того, что перестанет существовать действующая система взаимного контроля между водозаборными и водоочистными сооружениями. А значит нельзя исключать, что в рамках старой русской традиции «рука руку моет» любые сбросы и все проблемы водоотведения: отсутствие локальных очистных сооружений, сброс запрещенных веществ, аварии и разливы неочищенных стоков смогут благополучно покрываться, созданным Единым оператором. В общем, случись серьезная авария, виноватых потом долго не найдешь.
Что касается самого объединения, которое происходит в спешке, не без нарушения законодательства и чем-то напоминает лихие 90-е, здесь тоже много вопросов. Ведь ситуация на предприятиях, которые готовят к слиянию, разная, и как их под одну гребенку причесать? Например, решено расторгнуть концессионный договор с водоканалом Ивантеевки. Хотя еще два года назад эта модель считалась действенным способом сотрудничества государства и бизнеса, а сам водоканал называли первой ласточкой новой системы работы. Сегодня это эффективное предприятие, к нему нет нареканий со стороны властей района.
Щелковские очистные сооружения, которые работают с 2005 года по договору аренды между министерством имущества и ЗАО «Экоаэросталкер», в последнее время замучили проверками. Так что генеральный директор предприятия был даже вынужден обратиться к депутату Госдумы Владимиру Кашину. В письме он говорит «о неисполнении контрагентами договорных обязательств, фактическом отказе оплаты за оказанные услуги, что ставит под угрозу исполнение производственной и инвестиционной программ предприятия». Неудивительно, что на производстве участились аварии. Создается впечатление, что специально создаются проблемы с подведомственными минжхк предприятиями, чтобы все шишки летели на Щелковские очистные сооружения. А вот на Пушкинском водоканале, действительно, не все гладко — он задолжал сотни миллионов рублей ресурсоснабжающим предприятиям и по закону кредиторы должны быть уведомлены о предстоящих изменениях собственника. Однако в объединительной горячке этого почему-то никто не заметил.
Понятно, что лакомый кусок, который не дает покоя чиновникам — это муниципальная собственность, ведь она в случае объединения, должна перейти к новым владельцам. Ее «захват» тщательно спланировали — для публичного ознакомления предоставили так называемую «Дорожную карту» — документ, содержащий в себе план объединения подмосковных очистных сооружений на базе Щелковского водоканала. Обычный человек в ней не разберется, а профессионалы понимают, что речь идет, по сути, просто о переделе собственности. Ведь договоры с обслуживающими районы очистными сооружениями планируется расторгать в одностороннем порядке. Получается, что даже организации, которые работают эффективно и динамично развиваются, будут ликвидированы.
Действуют сторонники объединения бесцеремонно. Задачу-минимум перед районными коммунальными предприятиями госпожа Ефимчено, назначенная новым директором Щелковского водоканала, поставила вполне конкретную: «создание филиалов, расторжение договоров с концессионерами, изъятие имущества обратно в казну, проведение инвентаризации и так далее». Причем говорится все это в ультимативной форме. «Мы говорим не если, а когда...», — заявила на одном из совещаний Наталья Александровна.
Министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушин поступает в таком же стиле. «Давайте следовать логике, что эта ситуация (объединение предприятий) уже произошла. Я вас прошу незамедлительно включиться в разработку местной программы», — настраивает он коллег на рабочий лад перед началом одного из заседаний. А потом дает неоднозначные советы как себя вести в случае предъявления законных требований о взыскании более чем 200 млн рублей задолженности: достаточно просто открыть новый счет, о котором не будет информации у кредиторов. С судебными приставами Хромушин готов договариваться сам. Интересно каким образом.
Как поступать, если концессионер по каким-либо причинам не согласится на предложенные условия? Рецепт есть у госпожи Ефимченко: «Если концессионер не соглашается на такие условия, тогда министерство ЖКХ будет писать в прокуратуру даже не о расторжении концессионного соглашения, а о ничтожности сделки. С ФАСом мы уже проговорили. Они с прокуратурой дадут свое заключение, что это действительно так».
Из этих слов следует, что объединение — вопрос решенный, причем затевая его, чиновники-реформаторы убеждают, что он инициирован губернатором Московской области. Между тем руководит такой модернизацией замгубернатора области Дмитрий Пестов. Он заявляет, что «создание единого оператора повысит надежность системы водоснабжения и водоотведения и инвестиционную привлекательность коммунального комплекса пяти муниципалитетов». Однако эксперты, знающие обстоятельства происходящего, предполагают, что руководство области вводят в заблуждение, приводят искаженные факты и несоответствующую действительности информацию. Они напоминают, что губернатор сам и был инициатором тех договоров концессии, которые сейчас «разрываются в одностороннем порядке и без возмещения убытков». Вдохновляют к таким активным действиям, очевидно, миллиардные бюджетные поступления, которые планируется перечислить на модернизацию материально-технической базы созданного Единого оператора. К тому же, в будущем он получит возможность устанавливать желаемые тарифы на свои услуги. По словам депутата Московской Областной думы Натальи Еремейцевой, будет разработана инвестиционная программа, «а ее финансирование войдет как инвестиционная составляющая в тариф за водоснабжение и водоотведение, который придется оплачивать всем жителям».
Кроме того, зарвавшиеся чиновники смогут самовольно устанавливать плату за подключение к сетям и коммуникациям при строительстве, то есть получат единоличный контроль над застройщиками Подмосковья — цель столь грандиозная, что ради нее можно пойти на многое.