На рынке труда - временное оживление. Оно продлится до октября, поэтому стоит поторопиться. "Труд" выяснил, в каких отраслях больше шансов трудоустроиться
Исcледователи "Империи кадров" проанализировали почти 900 вакансий и около 20 тысяч резюме. Оказалось, что работу сейчас стоит искать в семи отраслях: производство и продажа потребительских товаров (FMCG), логистика, химическая и нефтегазовая промышленность, розница, IT и телеком, производство и продажа оборудования, фармацевтика. Число претендентов на вакансию там сравнительно невелико - два-три человека на место.
Бесперспективнее всего искать работу в финансовой, банковской и строительной сферах, а также в сфере аудита и ресторанно-гостиничном секторе. Число претендующих на одну вакансию там оценивается в десятки: от 15 человек в аудите и до 63 - в банковской сфере.
Лучшая с точки зрения стабильности отрасль - фармацевтика. Она практически не пострадала от кризиса. "В условиях экономического спада фармацевтический сектор пока остается наиболее стабильным и быстроразвивающимся", - рассказывает Тимур Омельченко, руководитель направления "Фармацевтика и медицинское оборудование" рекрутинговой компании Antal Russia.
Зар-платы в этой отрасли продолжают расти. Например, год назад менеджер среднего звена без подчиненных со знанием английского языка в западной компании получал 70-100 тысяч рублей. Сейчас он может претендовать на 80-120 тысяч.
Фармацевтика, пожалуй, единственная в России отрасль, где сохраняется устойчивый спрос на специалистов в области маркетинга, от которых прочие компании стараются избавляться. Проблема только в том, что 70% вакансий в этой сфере требуют наличия профильного образования. Даже на должности менеджеров по продажам оборудования медицинские компании стараются брать людей с медицинским или фармацевтическим образованием.
Активная "пищевка"
Больше всего вакансий сейчас в сферах FMCG и нефтегазовой промышленности. Здесь компании активно нанимают людей: по данным рекрутингового агентства Morgan Hunt, эти две отрасли вместе обеспечивают 85% рынка рекрутмента.
Пищевая промышленность при этом занимает доминирующую позицию: на нее приходится 60% всех вакансий.
Компании FMCG-сектора в первую очередь ищут продажников - как менеджеров, так и руководителей отделов. Дело в том, что из-за падения спроса среди производителей обострилась конкуренция, поэтому компаниям нужны люди, которые смогут эффективно сбывать их продукцию и проталкивать ее в крупные торговые сети.
В нефтегазовом секторе ищут сотрудников инженерно-технических специальностей, например проектировщиков. Отрасль испытывала жесточайшую нехватку этих людей до кризиса, и эта потребность у компаний никуда не делась.
Оживился и подбор компьютерщиков. "В сфере IT&Telecom ситуация, безусловно, получше, чем раньше, однако вновь появляющиеся позиции, как правило, непростые, трудные", - говорит Лариса Уланова, руководитель отдела поиcка и подбора персонала рекрутингового агентства AVANTA Personnel. Теперь компании не подбирают с помощью рекрутеров системных администраторов, а платят лишь за поиск редких специалистов, например высококвалифицированных разработчиков программного обеспечения или аналитиков.
Главное - перестроиться
Многие кандидаты не могут найти работу потому, что так и не осознали до конца, что рынок труда повернулся в сторону работодателя. Они до сих пор выдвигают повышенные требования, не понимая, что сейчас у компаний есть большой выбор кандидатов.
"Часто бывает, что соискатель некорректно оценивает свои знания и навыки, и это мешает ему переквалифицироваться для замещения более востребованной на рынке труда вакантной должности, чем та, на которую он претендует, столкнувшись с минимальными затратами и сложностями", - считает Юлия Пискунова, руководитель проекта по развитию бизнеса кадрового агентства "Империя кадров". Например, многие аудиторы ищут вакансии во внутреннем аудите, который сейчас мало востребован. А вот внешних аудиторов компании, напротив, сейчас нанимают охотно, ведь это дешевле, чем держать специалиста в штате.