Наступающее календарное лето для меломанов — горячая пора: у многих уже созрели планы посетить фестивали под открытым небом. Еще лет пять назад оупен-эйры в России воспринимались как экзотика, а самые заядлые рок-фанаты предпочитали выезжать на фестивали в Европу. Сегодня в России и на Украине прочно на ногах стоят фесты, которые по составу участников не уступают европейским.
Правда, у нас и в части музфестов свой путь: в этом году мероприятий в «полях» меньше (скажем, не будет «Пустых холмов», набравших недюжинную популярность среди эстетствующих меломанов). Зато сразу несколько представительных фестивалей с очень «вкусным» составом участников пройдет в черте Москвы.
«Да, в Москве появились новые интересные оупен-эйры, это абсолютно коммерческие проекты, популярные у молодых хипстеров, — рассказала «Труду» президент фестиваля «Усадьба Jazz» Мария Семушкина. — Больших проектов в других городах России, которые бы поразили составом участников и уровнем организации, я пока не наблюдаю. Рок по прежнему закреплен за «Нашествием», «Роком над Волгой», фестивалем Red Rocks, «Кубаной». Этника за «Дикой мятой». Есть еще отличный джаз-фестиваль в Калининграде с высоким уровнем звезд. Пожалуй, все. Это ничтожно мало для такой большой страны. Я надеюсь, что исключением этого года может стать фестиваль «Усадьба Jazz» в Екатеринбурге, который мы планируем провести с размахом».
У «эстетских» фестивалей сегодня действительно больше перспектив. Разгульные по атмосфере «палаточные» фесты типа «Нашествия», теперь не являются гегемонами. Столичная публика в этом году отправится не только на «Усадьбу Jazz», «Пикник «Афиши» с Blur и «Максидром» с 30 Seconds to Mars, но и на новенький Park Live, где наряду с Земфирой и «Мумий Троллем» выступят Limp Bizkit, The Killers и еще немало западных групп.
В том, что в России стал развиваться именно городской вариант оупен-эйров, ничего удивительного нет. «С музыкальной точки зрения и в вопросах оснащения звуком и светом мы уже догоняем европейские аналоги, — сказал «Труду» Илья Островский — продюсер фестиваля «Кубана». — Но у нас есть гигантская пропасть с точки зрения организации инфраструктуры — как бытовой, так и развлекательной. И культура посещения таких мероприятий отсутствует. Ее не прививали с детства, у нас нет поколения людей, которые выросли на оупен-эйрах. В Америке можно встретить валяющиеся на траве парочки, которым и по 40, и по 50. А в нашей стране в этом возрасте ходят в Кремлевский дворец на Льва Лещенко».
Кстати, на «Кубане» стараются нащупать эту связующую нить: год назад на сцене у моря вместе с рокерами зажигал Михаил Боярский, в этом году пригласили Юрия Антонова, который разбавит System of a Down, Guano Apes и The Prodigy.
Если «Кубана» и «Нашествие» — коммерческие предприятия, то часть рок-фестов — и далеко не худших — в России финансируется сверху. Вход на самарский «Рок над Волгой» с участием всей нашей плеяды от «Алисы» до «Аквариума» и — внимание! — «Раммштайна», как и в прошлые годы, будет бесплатным. Неясной остается судьба «Сотворения мира», продюсируемого Андреем Макаревичем. После нескольких лет пребывания в Казани фестиваль переместился в Пермь, а где осядет в этом году и осядет ли — пока неясно.
Главные фестивали 2013 года
8 июня, «Рок над Волгой» (Самарская обл.)
12 июня, «Максидром» (аэродром «Тушино», Москва)
29 июня, Greenfest (стадион «Петровский», Петербург)
13 июля, «Пикник «Афиши» (Коломенское, Москва)
31 июля — 4 августа, «Казантип» (Поповка, Крым)