СТРОКА ЗАКОНА
"Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, ВОЗРАСТА (выделено авторами), места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника"
(ИЗ СТАТЬИ 3 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ)
Это письмо с сайта "Труда" - отклик на публикацию "Ау, гегемон!" (23 мая). "Вы пишете: где сегодня найти квалифицированных механиков, электромонтеров, мастеров, слесарей в возрасте до 45 лет? А почему именно до 45? А после что, уже не человек? Пенсионный возраст (для мужчин) у нас начинается с 60 лет. Да и статья 3 Трудового кодекса РФ запрещает дискриминацию по возрасту. По-моему, за подачу подобных объявлений надо наказывать, как это делается в США".
НУЖНЫ МОЛОДЫЕ, НО ОПЫТНЫЕ
Вот свежий номер московской газеты вакансий. Кто только ни требуется - от руководителей до квалифицированных работяг! Но практически в каждом объявлении указаны возрастные ограничения: до 45 лет, но после 25-ти. Такие требования к директорам, исполнительным директорам, начальникам отделов... Вот бухгалтеры, особенно главные, могут быть и постарше - до 55, а то и 60 лет. В этом деле главное - опыт работы (о/р), ну и ответственность, которая приходит с годами. Нотариаты хотят работников до 40, агентства по недвижимости - до 45. Нужны в магазины администраторы (работа с клиентами) - предпочтение до 35 лет, и кассиры - до 45. В официанты можно устроиться до 35, в повара - до 50, а в киоскеры сгодишься и в 58.
В то же время ОАО "Авангард", которое нуждается в "бакелитчике-пропитчике 3-6 разряда", готово закрыть глаза на его предпенсионный возраст. Позарез необходимые предприятиям газорезчики, кузнецы-штамповщики, слесари или токари 6-го разряда, а также фрезеровщики, сантехники, плотники тоже могут быть до 60 лет. Непритязательность работодателей в данном случае объясняется просто: кадровые рабочие в большом дефиците. А на безрыбье и рак рыба.
Министр Зурабов приводит такие данные: в России свободных вакансий около 750 тысяч. В некоторых отраслях дефицит доходит до 50 процентов. По его словам, сегодня невозможно найти токаря 6-го разряда, несмотря на то, что он может претендовать на зарплату в 2,5 тысячи долларов.
Кого хочет работодатель, понятно. А вот кто стоит на бирже труда?
БАЛЬЗАК БЫ ОБИДЕЛСЯ ЗА ДАМУ
По словам начальника отдела городской службы занятости Москвы Андрея Гринберга, самая сильная дискриминация кадров по возрасту была в середине 90-х. Но постепенно хозяева бизнеса все же стали делать ставку на профессионализм. Тем не менее свыше половины очереди на бирже труда занимают женщины от 45 лет. Надо учесть, что некоторые дамы бальзаковского возраста получали высшее образование в начале 1990-х в липовых институтах - их тогда расплодилось невероятное количество. Понятно, что особых знаний они оттуда не вынесли. И вот стоят эти соискательницы на бирже, метят в белые воротнички, а спроса нет. Кстати, они жертвы дискриминации в квадрате: и возрастной, и половой.
Среди этого контингента много бывших сотрудниц НИИ, КБ, проектных бюро, которые с перестройкой приказали долго жить. Женщины вовремя не переучились и в итоге остались за бортом. Предприниматели такие кандидатуры даже не рассматривают, ищут кадры моложе. Логика такая: у молодых нет опыта, но они раскрепощены, а это большой плюс. Тогда как многие дамы бальзаковского возраста закомплексованы с головы до пят.
Ежегодно в столичную службу занятости поступает свыше 2 миллионов обращений. Соискатели ищут, где трудоустроиться, работодатели горят желанием найти квалифицированные кадры. Но их интересы не совпадают.
Куда смотрит прокуратура
- Возрастная дискриминация затрагивает не только тех, кому больше 45 лет, но и молодежь, у которой нет опыта работы, - говорит руководитель Центра социальных исследований и инноваций Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. - В том и другом случаях повинно наше образование. Работодатели в один голос говорят о слабой подготовке специалистов в вузах, где практика проходит формально. В идеале если уж ты поступил в престижный университет, то надо сразу приступать к работе и получать этот самый опыт. Что касается 45-летних, то у них нет возможности держать себя "в форме". Развалилась бесплатная система повышения квалификации, а второй диплом стоит денег.
Сегодня в частных фирмах ценится внешний вид. Работодателю хочется видеть работника подтянутым, жизнерадостным, излучающим молодость и здоровье. Но таких "мажоров" (по образному выражению подростков) на все вакансии не хватит. Эта привлекательная прослойка трудовых ресурсов - 25-45 лет - сокращается как шагреневая кожа. Она и сейчас, по прикидке Гонтмахера, недостаточна: примерно треть из 70 миллионов трудоспособных граждан. Но уже через 2-3 года из-за демографического спада и столько не наберется. Вот тогда и 45-летние сойдут за молодых, а 20-летние - за опытных. А куда им сейчас податься? Одним на паперть, другим на панель?
- Вот если бы прокуратура пару раз вышла с протестом против объявлений, которые вы цитируете, возможно, был бы прок, - говорит Евгений Гонтмахер.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Андрей БУНИЧ, президент Союза предпринимателей и арендаторов России:
- Не все работодатели одним миром мазаны. Конечно, немало таких, кому подавай кадры до 25-30 лет. Они считают их более активными, легкими на подъем. Но есть и другие, которые ценят опыт, добросовестность, ответственность сотрудников. К сожалению, само государство плохо относится к пожилым людям. И повелось это у нас с гайдаровских реформ. Помню, как один либеральный деятель, выслушав данные о сокращении средней продолжительности жизни мужчин, заявил: да пусть хоть все вымрут - будет меньше мороки с пенсиями. В той же Америке даже пенсионер остается востребованным. Работодатели берут кадровых специалистов, рассчитывая, что они передадут опыт и навыки молодым. В США пенсионеры объединены в профессиональные ассоциации, которые помогают им трудоустроиться, если есть такое желание. А в России их считают отработанным шлаком.
Николай ГЛАДКОВ, секретарь ФНПР:
- У нас запрещена дискриминация в сфере труда. В том числе по возрасту. Это прописано в статье 3 Трудового кодекса. А в Кодексе об административных правонарушениях есть статья об ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Больше того, существует конвенция Международной организации труда, в которой прописано: все люди имеют право "на осуществление своего материального благосостояния". Работодатели нередко нарушают законы, но и у граждан нет особого желания защищать свои права. Ведь можно обратиться в инспекцию по труду, наконец в суд. Суд восстановит человека, уволенного по возрастному признаку. Такие случаи были. Конечно, потом нельзя рассчитывать на доброе отношение патрона, но он поостережется впредь нарушать закон.
Ольга АРНОЛЬД, кандидат психологических наук:
- На самом деле 45 лет - самый цветущий возраст для работника. Мозги способны воспринимать новое, и опыт есть. Меньше времени на "отвлечения" - дети подросли. К тому же сейчас заметно продлился возраст активной жизни. Я знаю немало людей, которые после 40 лет получили второе образование и сменили профессию. Например, моя приятельница была рядовым инженером, но выучилась на психолога. Даже научилась плавать, что было необходимо для работы, поскольку она дельфинотерапевт. Многие после 40 освоили компьютер, выучили языки. Так что, работодатели не правы.