Главная Культура 00:21 31 Марта 2023 9706
Франсуа Трюффо: обретенный рай

В прокат выходят три шедевра великого французского режиссера

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «Жюль и Джим» с сайта kinopoisk.ru

На экранах 30 российских городов фильмом «Четыреста ударов» стартовала мини-ретроспектива Франсуа Трюффо — одного из основоположников французской «новой волны». Помимо этой во многом автобиографической ленты в кинотеатрах покажут еще два его шедевра: «Жюль и Джим» — изысканную мелодраму с Жанной Моро в центре любовного треугольника, а также «Нежную кожу» — драму супружеской неверности. Чем не повод вспомнить Мастера и его фильмы?

Трюффо стал знаменит в 27 лет, когда его дебютный фильм «Четыреста ударов» завоевал приз за режиссуру на Каннском кинофестивале 1959 года. Но путь к триумфу был нелегким. Появившись на свет от внебрачной связи (его отцом, как позже выяснилось, был заезжий португальский еврей Ролан Леви), Франсуа оказался нелюбимым ребенком своей матери. Она сразу отдала его на попечение кормилице, а через год вышла замуж за скромного чертежника Ролана Трюффо. Тот усыновил Франсуа, дал ему свою фамилию, но нежных чувств к чужому ребенку не испытывал.

Жил Франсуа преимущественно у бабушки, которая приобщала его к литературе и музыке. А когда появлялся дома, то из-за тесноты и родительского эгоизма вынужден был спать в коридоре. Взрослея, Франсуа старался реже появляться под сенью родительского крова. В школу с ее ежедневной рутиной и строгостями его тоже не тянуло. С восьми лет, когда его потряс фильм Абеля Ганса «Потерянный рай», он стал пропадать в кинотеатрах, тратя на это все карманные деньги. Когда же денег не было, прятался в зале под стульями, чтобы остаться на следующий сеанс. Мир кино стал для него обретенным раем.

Вечно голодный, тощий, неухоженный, Франсуа поставил себе целью смотреть по три фильма в день и прочитывать по три книги в неделю. Прогуливая уроки, смотрел иные ленты по 10 раз, а в 14 лет и вовсе бросил школу. Бродяжничал, подворовывал, потом замутил какой-то бизнес, залез в долги. Кончилось это спецприемником для несовершеннолетних, куда его охотно сдал отчим. В 15 лет он уже работал на фабрике.

Таковы были жизненные университеты Трюффо, которые отозвались в его фильме «Четыреста ударов», рассказывающем о драме взросления подростка Антуана Дуанеля — читай: самого Франсуа. Деньги на этот проект ему выдал тесть — прокатчик Иньяс Моргенштерн, отец его жены Мадлен. Франсуа к тому времени был уже видным кинокритиком в журнале «Кайе дю синема». Под началом теоретика искусств Андре Базена Трюффо на пару с таким же синефилом Жаном-Люком Годаром без устали разносил в своих колонках голливудский масскульт и французское «папино кино».

Тесть однажды резонно заметил: прежде чем шельмовать чужое, хорошо бы снять что-то свое. Франсуа положил в основу сюжета свои детские переживания и комплексы. Так на свет появился шедевр, знаменовавший собой рождение «новой волны». А годом позже на экраны вышел фильм «На последнем дыхании», сценарий которого Трюффо написал для Годара. Эта лента с Бельмондо в главной роли стала эмблемой и символом нового кинематографического течения, покорившего мир. В его орбите оказались лучшие французские режиссеры второй половины ХХ века — Клод Шаброль, Жак Риветт, Эрик Ромер, Ален Рене, Луи Маль, Жак Деми, Аньес Варда. Трюффо в этом списке едва ли не первый среди равных.

После ленты «Четыреста ударов» режиссер еще четыре раза обращался к образу Антуана Дуанеля в фильмах «Антуан и Колетт», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Сбежавшая любовь», которые сложились в автобиографический, поколенческий цикл, растянувшийся на 20 лет. Роль своего альтер эго Трюффо доверил внешне похожему на него актеру Жану-Пьеру Лео, который влюблялся, женился, ревновал, творил, страдал, старел на глазах у зрителей.

Трюффо ставил разные по жанрам, бюджетам и качеству картины. Были среди них и проходные ленты, и такие всемирно известные хиты, как «Две англичанки и континент», «Сирена с «Миссисипи», «451 градус по Фаренгейту», «Дикий ребенок», «Невеста была в черном», «Последнее метро», «Соседка», «Веселенькое воскресенье». Но среди них не было ни одного заказного фильма — он снимал только то, к чему лежала его душа. «Жизнь, — писал он, — очень тяжелая штука; я думаю, что в ней надо придерживаться очень простой, примитивной и крепкой морали. Надо говорить: «Да, да», но делать только то, что тебе хочется».

А хотелось ему снимать живое, чувственное, эмоционально затрагивающее зрителей кино. Он не чурался детективных, приключенческих, любовных сюжетов, пытаясь совместить личное, интимное со зрительским успехом и коммерческой привлекательностью картин. Говорил: «Делать фильмы следует так, как Шекспир писал свои пьесы, — для публики».

Он убедил почти всех. Среди почитателей Трюффо были Бергман, Скорсезе, Куросава, Спилберг. Но убедить в искренности своих намерений друга юности Жана-Люка Годара Трюффо не смог. Революционер и в жизни, и в творчестве, Годар глубоко презирал «буржуазное искусство», которому, как он считал, стал служить Франсуа. И после фильма Трюффо «Американская ночь», который получил «Оскар», но взбесил Годара, друзья перестали общаться. Пути двух гениев разошлись навсегда.

Годар прожил длинную, в 91 год, жизнь, он скончался всего полгода назад. Трюффо умер в 1984-м от рака мозга, не дожив до 53 лет. Но его короткая жизнь была на редкость насыщенной и бурной. Он писал статьи и книги, играл в кино, продюсировал и сам поставил 25 лент. Пылкий по натуре, он влюблялся во всех актрис, которых снимал в своих фильмах, а снимал он исключительно первых красавиц европейского кино. Его связывали страстные отношения с Жанной Моро, Джулией Кристи, Клод Жад, Франсуазой Дорлеак и ее младшей сестрой Катрин Денев, с Фанни Ардан и с еще доброй дюжиной менее известных актрис.

На его похороны пришли практически все из них, включая его бывшую жену Мадлен. Если когда-нибудь кто-то додумается снять о великом французском режиссере сериал, то финал, можно считать, уже написан самой жизнью.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5410
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4982
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...