Главная Культура 00:08 31 Марта 2023 7051
Пенсионеры мирового значения

Музей русского импрессионизма проверил отечественных авторов на влияние Запада

Елена Широян, искусствовед
Среди участников выставки - Иван Айвазовский (на фото – картина «Побережье Ялты»). Фото: globallookpress.com

Во все времена хороших учеников поощряли. Вот и в России Императорская академия художеств награждала лучших воспитанников правом на зарубежную поездку — разумеется, с целью усовершенствования. Это о них, академистах c 1840-х годов до Мировой войны — выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма (МРИ).

Состав пестрый, отчасти звездный. Иван Айвазовский, Николай Ге, Генрих Семирадский — выпускники 1830–1860-х, к рубежу веков уже сами мэтры и классики. Исаак Бродский, Константин Горбатов, Борис Кустодиев — из Серебряного века. Чем ближе к 1917-му, тем больше имен полузабытых: тот умер молодым, этот покинул Россию, а кое-кто из подававших надежды закончил соцреалистом. Почти забыты дарования Михаила Демьянова, Ефима Чепцова или единственной среди пенсионеров дамы Елены Киселевой, дожившей в эмиграции почти до 100 лет, но забросившей кисти после смерти сына. Так выставка перерастает в мемориал. Тем более масштабный, что картины прибыли в Москву из двух десятков музеев и частных коллекций, начиная от столиц (из Третьяковки, ГМИИ и Русского музея) вплоть до Архангельска, Краснодара, Омска, Твери.

Что ж, раз уж заграничные экспонаты нам теперь заказаны, мы в закромах найдем неведомые собственные. Тем более то, что нынче предъявил МРИ, — это работы, привезенные прилежными академистами из зарубежных вояжей. А привозили они немало: Академия требовала не менее одного полотна в год. Но главным, разумеется, было само приобщение к всеевропейскому контексту, вхождение в международное братство профессионалов, овладение современной творческой проблематикой. Так русское искусство обретало законное место в кругу старых и новых школ Европы.

Кураторы позиционируют проект как «одно из первых исследований, посвященных пенсионерским поездкам 1870—1910‑х годов». И впрямь, тема требует жестких рамок, иначе пришлось бы начинать обстоятельный рассказ с таких классиков, как «русский Каналетто» Федор Алексеев, «Великий Карл» Брюллов, Александр Иванов или Орест Кипренский.

Практика обучать перспективные кадры за границей распространилась в России с середины XVIII века и продолжалась до той поры, пока большевики не закрыли Императорскую академию, а питомцев ее не заперли за железным занавесом. Первыми же поехали в Европу в 1760 году архитектор Баженов и живописец Лосенко. В пенсионеры (от слова «пенсион», а не «пенсия»!) попадали в основном обладатели большой золотой медали Академии. Согласно ее уставу, поездки длились от трех до шести лет. Дольше всех оплачивали пребывание за рубежом мастерам исторической живописи. Порой пенсионеры просили увеличить сроки — вспомним, как долго рождались «Последний день Помпеи» или «Явление Христа народу». Оба грандиозных полотна были привезены в Петербург, успев произвести впечатление и на западных зрителей. Император Николай I добивался, чтобы Брюллов написал нечто столь же грандиозное также на русскую тему, но «Осада Пскова» не стала удачей. Ну а несчастный Иванов даже не узнал, что его «Явление Мессии» (другой вариант названия знаменитейшего полотна) купил один из великих князей: художник умер вскоре по возвращении в Петербург.

Большой диапазон выставки — от николаевской эпохи до Первой мировой — позволил очертить как эволюцию русского искусства, так и смену арт-приоритетов. В 1840–1850-е академисты стремятся в Италию, на руины Рима, изучают античность и Ренессанс, с энтузиазмом пишут этюды под ярким южным небом. К той поре относится прекрасный холст Айвазовского «Часовня на берегу моря». Помимо Италии он посетил Францию, Англию, Голландию и Испанию, снискал известность как один из лучших маринистов Европы, общался с Гоголем, Ивановым, англичанином Тернером... Его картину «Хаос», показанную в Риме, приобрел папа Григорий XVI и велел повесить в Ватикане. В Париже Айвазовский после выставки в Лувре получил золотую медаль французской Академии, а в Амстердаме — звание академика. Вот вам и сын базарного старосты из провинциальной Феодосии!

Со второй половины XIX века Меккой художников становится Франция. Два однокашника, Поленов и Репин, то мирно пишут натуру в патриархальной Нормандии, то пылко штудируют Париж. Это еще не город импрессионистов, однако ветер перемен уже задул над Сеной. И не считайте паломников из Петербурга робкими провинциалами. Недавние выпускники не только учатся, но и дерзко выставляют свои работы на Салоне, хоть это и запрещено Академией.

Аристократ Поленов находит себя в Европе, где благодаря Тургеневу посещает салон Полины Виардо, берет у нее уроки музыки. Но прежде всего увлекается мастерами барбизонской школы и под влиянием Коро учится работе на пленэре. Репин же, самородок-разночинец, попадает во Францию уже сложившимся мастером. Путешествие начинает с Вены, где на Всемирной выставке экспонируются его «Бурлаки на Волге». Из Парижа он привезет две важные работы. Одна из них написана нехотя, но неожиданно принесет успех: эскиз «Садко» заметил в парижской мастерской Репина будущий император Александр III, пожелав видеть и итог. Художник в тот момент успел охладеть к замыслу, но — заказами великого князя не разбрасываются. Не лучшее, хотя эффектное, вполне в духе парижского Салона, произведение Репина многих восторгает и сегодня. А тогда, по возвращении в Россию, за «Садко» автор был удостоен звания академика.

А вот в «Парижское кафе», в отличие от сказочного «Садко», Репин вложил много чаяний, стремясь отразить дух времени, передать удивление вольными нравами Европы, а заодно решить сложные задачи композиции. Но живой сцены, как у новаторов-французов, не вышло. Однако теперь это полотно, купленное за миллионы, украшает частный музей одного из олигархов, а на выставке нам достались репинские эскизы из парижских кафе и улиц да прелестная «Украинка» в национальном костюме — дань увлечения этнографической темой.

Рассказ идет о многих судьбах, порой блестящих, порой трагических. Не всякий пенсионер успевал возвратиться на родину, кто-то и умирал в поездке. Под конец истории ИАХ редкие везунчики, успевшие попасть за рубеж после Мировой войны, вытянули счастливый билет, позволивший им избежать русской смуты. Так, Александр Яковлев, о революции узнавший в Пекине, к родным пенатам не вернулся. Показавший в Париже серии работ из поездки по Дальнему Востоку, а затем из экспедиций в Африку и Азию под эгидой фирмы «Ситроен», создавший большой портрет балерины Анны Павловой, этот «отличник» добился успеха, но в 50 лет умер от рака. Зато его племянница модельер Татьяна Яковлева, французская возлюбленная Маяковского, дожила до 1990-х.

Неплохо теперь известен и Василий Шухаев, друг Яковлева со студенческой скамьи, спутник в путешествии по Италии, соратник в борьбе за место под парижским солнцем. В роковом 1914-м на Капри друзья начали работу над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». Автопортрет в одиночку закончил Шухаев лишь полвека спустя в Тбилиси, куда этого неоклассика привела судьба репатрианта и лагерника. Родина и из самого дальнего далека продолжала манить своих посланцев, вот только не всех, решившихся на возвращение, встретила ласково.

P.S. До 21 мая вас ждут «Отличники» в Музее русского импрессионизма.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9366
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7064
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?