Почему именно такой срок - никто не знает. В СССР, как известно, счет шел на пятилетки. В США, Швеции и Норвегии предпочитают четырехлетки, в Японии и Индии - пятилетние циклы. Все эти сроки, как правило, связаны с выборами, то есть временем нахождения у власти той или иной партии (президента). А мы, как всегда, идем свои путем. Вот, скажем, председатель комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин уже заявил, что ему лично хотелось бы "сделать планирование бюджета вообще на 6 лет, но сейчас это невозможно, так как у нас недостаточно точно просчитывают макроэкономические показатели".
Это он в самую точку попал. Ибо в минувшем году власть планировала всего на один-единственный год и сверстала бюджет из расчета мировых нефтяных цен в 61 доллар за баррель, а они в январе упали ниже 50 долларов на наше "черное золото". Валютный курс спрогнозирован на уровне 26,5 рубля за доллар, а некоторые мировые авторитеты уже сулят нам аж 24,1 рубля. Причем научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин говорит: "К сожалению, фирма, которая предложила такой прогноз, достаточно солидная, просто так его игнорировать нельзя..."
Как же мы с такими прогнозистами будем переходить на целую "трехлетку"? Не ждут ли нас в этом случае экономические катаклизмы почище нынешних климатических, из-за которых в начале января всякие семечковые и косточковые уже расслабились, выпустили почки, а их морозом - хрясь!
Тем не менее министры экономического блока заверяют, что "переход к среднесрочному планированию должен стать фактором макроэкономической стабильности и предсказуемости". А глава кабинета Михаил Фрадков даже сказал, что "это вопрос ответственного подхода правительства к проблеме, которой мы должны жить сегодня".
Новая система должна заработать не нынче, а с 2008 года. То есть получается, что правительство, парламент и президент передадут казну преемникам, как эстафетную палочку, причем строго-настрого предпишут, куда ее нести. А дальше бюджетный план станет "переходящим": сначала парламент примет бюджет на 2008 - 2010 годы, потом на 2009 - 2011 годы и так далее. Причем Минфин предлагает ежегодно создавать там некий резерв в размере 5 процентов от общего объема расходов - так сказать, "на всякий случай" (если вдруг правительство очень сильно просчитается). Правда, Алексей Кудрин назвал этот резерв "зазором для внедрения новых приоритетных программ".
Предложенная реформа Бюджетного кодекса пока вводит обязательную "трехлетку" для федерального уровня, а регионам и муниципалитетам оставляют право выбора - формировать бюджет на год или на три года, однако при этом становится обязательным формирование трехлетнего финансового плана. Меж тем Калининградская область, например, уже решила перейти на пятилетнее планирование, и тамошний министр финансов Елена Матвеева обещает такое же "пятилетнее будущее" всей России.
Впрочем, федеральный министр Алексей Кудрин на обещания также не скупится и уже заявил, что "в 2006 году экономика России превысила экономику Италии" (а мы и не заметили! - Ред.), а "в 2009 году, как мы планируем, наша экономика превысит экономику такой высокоразвитой страны, как Франция".
Ну, так мы и Америку догоним и перегоним всего за две-три "трехлетки". Во всяком случае, еще раз попробуем.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы РФ:
- Зачем правительству понадобился трехлетний план, когда и годовой всякий раз требует правки, - это большой вопрос. Давайте посмотрим, как планировались доходы бюджета. В 2004 году погрешность в расчетах составила 25 процентов, в 2005-м - 54 процента, в 2006-м - около 22... То же - по профициту. В 2004 году он был в 9 раз больше, чем планировалось, в 2005-м - в 6 раз, в 2006-м - в 2,5 раза. Такова "точность" наших расчетов. Из чего можно сделать вывод, что трехлетний план - просто пиар-акция. Хотя для инвестиционных проектов трехлетнее бюджетное планирование было бы полезно.
Павел Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов:
- Идея хорошая: бюджет надо планировать вперед. Прежде в стране были пятилетние планы. А потом мы почему-то отказались от долгосрочных прогнозов. Другое дело, что при нынешней финансовой политике кабинета министров все неправильные принципы, на которых она строится, окажутся заложенными на три последующих года. Например, нежелание использовать Стабфонд, золотовалютные резервы, а все складывать в кубышку. Через три года результат может быть плачевным.