Главная Культура 18:11 30 Декабря 2021 3934
Мастер и двадцать Маргарит

Об одной из главных удач Большого театра в уходящем 2021-м

Сергей Бирюков
Заглавную пару в первом составе танцевали Ольга Смирнова и Денис Савин. Фото Дамира Юсупова, Большой театр

Итожа события 2021 года, не могу пройти мимо одного, на которое, грешен, в газетной суете не успел быстро отреагировать, хотя оно стоит куда большего, чем просто репортаж. Постановку знаменитым уже теперь европейским балетмейстером Эдвардом Клюгом спектакля «Мастер и Маргарита» на Новой сцене Большого театра (мировая премьера – 1 декабря), я уверен, включат и в долговременные хроники как пример задачи, которая казалась невыполнимой, однако стала решаемой, когда к ней подошли со смелостью и талантом.

Идея вывести героев самого популярного русского романа последнего столетия на балетную сцену столь же очевидна, сколь и безумна – ведь это и одно из самых сопротивляющихся переводу на иной художественный язык произведений. Достаточно вспомнить судьбу экранизаций книги…

Может быть, в данном случае помогло то, что это балет: чем отличнее материал, тем меньше трений с исходной версией. Впрочем, и в балете ведь возможно провалиться из того самого перевода в пошлый пересказ (балетные спецы традиционно со мной не согласны, но и я нерушимо убежден, что пощечины танцующей Татьяны танцующему Евгению в знаменитом балете Джона Кранко «Онегин» – чудовищная пошлость и полное непонимание образов Пушкина и Чайковского).

Клюгу удалось пройти по лезвию ножа. С одной стороны, «упомянув» такое великое множество эпизодов романа, какое, кажется, физически невозможно втиснуть в неполные два часа постановки. С другой – избежав торопливого мельтешения событий, что-то дав лишь секундным намеком – ведь текст «Мастера…» знают (по крайней мере в русской среде) почти все. Иногда постановщику приходилось «параллелить» события, отделенные друг от друга десятками верст, а то и тысячелетиями. Но эта, казалось бы, техническая мера сработала и на смысл образов – например, «срифмовав» в одном пространстве Ивана Бездомного (Михаил Крючков), находящегося в психиатрической лечебнице, и Мастера (Денис Савин), пока еще остающегося в своей комнате, но тоже уже оторванного от обыденности.

Главное же слияние произошло между образами Мастера и Йешуа, воплотившимися в одной фигуре правдоискателя, неправедно судимого тройкой синедриона, она же тройка облеченных властью советских критиков.

Важная находка Клюга – говорящая пластика героев: например, в начальном диалоге Ивана и Берлиоза (Алексей Матрахов) можно даже вычленить жесты-«слова», дающие понять, что спор идет о вопросах веры. А появляющийся вскоре Воланд (инфернально-импозантный Артемий Беляков) берет дискуссию под контроль буквально, завладевая руками спорящих и навязывая им свой способ изъявления мыслей. Ожидаемо колоритен ансамбль спутников Воланда, в котором особенно выделяются взрывной Бегемот (Вячеслав Лопатин) и изящная, как змейка, Гелла (Ана Туразашвили).

Но, конечно, балетный зритель идет на спектакль прежде всего не за балетным «речитативом», а за «пением» тела, то есть – танцами. И если в первом действии ощущается некоторый их дефицит, то второе в этом отношении берет полный реванш. Особо отмечу эпизод полета Маргариты (строгая Ольга Смирнова), решение которого, как признался перед премьерой Клюг, нащупывали до самых последних репетиций – и нашли без всякой хитрой машинерии, которая, скорее всего, сработала бы против идеи. Зрители невольно искали бы взглядом тросы и прочие уловки, тогда как шок от постепенного заполнения сцены двадцатью сомнамбулично движущимися Маргаритами в одинаковых трико телесного цвета (художник по костюмам Лео Кулаш) намного сильнее: пространство перестает быть преградой для героини, она одновременно присутствует во всех его точках.

Совершенно волшебен бал с его появлением фигур из ниоткуда, из ванны, в которую погрузилась для магического преображения Маргарита. С его завораживающей красотой линий кордебалета, «рисующего» руками в красных перчатках гигантский знак бесконечности. С любовным дуэтом Маргариты и Воланда – владыка темного мира в этой трактовке сюжета не просто галантен со своей Галатеей, но явно влюблен в нее, однако благородно устраняется в конце, чтобы оставить, теперь уже навсегда, с Мастером, обретшим вместе с возлюбленной вечный покой и просветление.

Воланд (Артемий Беляков) в этой версии сюжета благородно влюблен в Маргариту. Фото Елены Фетисовой, Большой театр

 

Заброшенный плавательный бассейн как место действия явился Клюгу сперва субъективно-интуитивно: было в его родном румынском городе Беюше такое сооружение – кстати, построенное советскими специалистами как часть градостроительного комплекса в месте добычи урана и ставшее своего рода центром притяжения для всего городка, а потом, с крахом социализма, пришедшее в упадок. Но магия места оттого даже усилилась, а в воображении постановщиков (сценограф Марко Япель) бассейн приобрел и признаки храма, особенно если поглядеть на купольный верх, но сохранив, со своими 15-ю дверями, также черты коммунальной квартиры… Одним словом, идеальная декорация и для воспоминаний о социализме, и для контакта с иными временами, пространствами, культурами. А потом Эдвард узнал, что и в Москве был такой символ социалистической эпохи, возникший на месте храма Христа Спасителя, снесенного как раз в пору писания Булгаковым «Мастера и Маргариты», и даже носивший имя нашей столицы. Символика обрела новую глубину.

В кульминационные моменты балет завораживающе красив. Фото Дамира Юсупова, Большой театр

 

Среди главных удач постановки не могу не назвать обращение к музыке Альфреда Шнитке – композитора конца ХХ века, которого в советское время оттесняли в тень, в первое постсоветское принялись было активно исполнять, но затем почти забыли. Что страшно несправедливо: это грандиозная фигура, одновременно и очень русская, и совершенно европейская, которой одинаково близки и Гоголь, и Гете – а значит, и Булгаков, духовный последователь того и другого. Когда звучат рассредоточенные по канве действия четыре части его Фортепианного концерта, впечатление, будто эти интонации, то нарочито обытовленные, то восходящие к баховскому барокко, но всегда окрашенные неповторимо-шнитковским трагизмом, и навеяны булгаковской книгой (удачная работа дирижера-постановщика Антона Гришанина, пианистки Надежды Демьяновой и всей музыкантской команды). Единственное – не очень понимаю, зачем понадобились гораздо менее убедительные, на мой взгляд, связки, написанные современным словенским композитором Милко Лазаром. У Альфреда Гарриевича, пользуясь сказанными о нем словами другого выдающегося композитора Родиона Щедрина, горы музыки: девять симфоний, шесть кончерто гроссо, пятнадцать концертов для различных инструментов с оркестром, четыре оперы, одна из которых, «История доктора Иоганна Фауста», особенно близко подходит к тематике «Мастера…». Есть даже саундтрек к фильму «Мастер и Маргарита» – тому, что снят Александром Карой в 1994 году!

Что ж, кому-то в работе Большого театра не хватило танца, кому-то Шнитке.

А вы сами попробуйте поставить «Мастера и Маргариту»…

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5333
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4792
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...