Главная Культура 15:05 30 Декабря 2021 4996
Волшебная флейта Теодора Курентзиса

Оркестр musicAeterna устроил 2021 году роскошные проводы

Сергей Бирюков
Дирижирует Теодор Курентзис. Фото Александры Муравьевой предоставлено пресс-службой musicAeterna

В своем любимом Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис и его оркестр musicAeterna сыграли заключительную программу этого года – балеты Стравинского «Петрушка» и «Жар-Птица». Ощущение, будто с картинки в альбоме начала ХХ века сняли полупрозрачный шмуцтитул, и она засверкала природной яркостью красок.

Стравинского Курентзис в свое время играл немало, особенно в период активного освоения руководимым им тогда Пермским театром оперы и балета русского репертуара начала ХХ века. Но, во-первых, с тех пор прошло немало времени, во-вторых – одно дело звук театрального оркестра, пусть даже такого нерядового, из ямы во время спектакля, другое – концерт на лучшей академической сцене столицы уже в ранге самостоятельного симфонического коллектива с мощным международным признанием.

Эту музыку продвинутый слушатель знает едва ли хуже, чем, допустим, 40-ю или 41-ю симфонии Моцарта (кстати, тоже замечательно игранные musicAeterna в уходящем году). Кажется, дай в руки партитурную бумагу – по памяти запишешь близко к тексту этот начальный флейтово-кларнетово-валторновый гул, отвечающие ему «гармошечные» аккорды тутти, остро ритмованный перепляс деревянных и труб под эксцентричные акценты струнных… Но отчего именно в версии musicAeterna изображаемая композитором ярмарочная «шарманка» поскрипывает и посвистывает особенно натурально, флейта Фокусника реально заколдовывает внимание, а «Русская пляска» сражает прямо-таки пулеметной лихостью?

Наверное, отчасти дело в опробуемой сейчас дирижером расстановке музыкантов – террасообразно, так что одинаково хорошо слышны из любого места зала как концертмейстеры, так и шестые-восьмые пульты, а также весь тройной состав духовых от подпускающего смачные басы контрафагота до попискивающей за ту самую шарманку флейты-пикколо.

Но главное, думаю, все-таки в другом – в огромное работе, которую проделывают оркестр и его лидер на репетиционной базе, а догадываюсь, и у себя дома, потому что на одних репетициях до такой степени с музыкой не сживешься. Мне случалось присутствовать при том, как Теодор со своими подопечными готовился к выступлениям. Подобного вгрызания в смысл и технические детали текста я не наблюдал больше ни у кого. Не сомневаюсь – и на этот раз музыканты так же филигранно оттачивали все фортепианные выплески, выражающие страсти заглавного героя, покряхтывания английского рожка, символизирующего Мавра, бравады трубы, ассоциирующиеся с образом Балерины. С васнецовско-кустодиевской щедростью собирали воедино многокрасочную палитру финала «Петрушки»…

А потом, чуть завуалировав остроту контуров и смягчив грани – все-таки «Жар-Птица» на пару лет старше и «импрессионистичнее» своего младшего брата, – но с тем же неизменным любовным отношением к роскошной партитуре рассказали чудесную историю победы света над тьмой, подвигнувшую молодого Стравинского на первый в его огромной творческой жизни балет. Сорвав заслуженную овацию, поставили в программе точку, против которой вряд ли возражал бы и сам Игорь Федорович – экстазное адажио из «Щелкунчика» обожаемого им (и всем музыкальным миром) Чайковского.

Но закончить эту заметку о musicAeterna хочу все же другим сюжетом. Речь о недавней, тоже декабрьской программе, но выдержанной в совершенно ином тоне. Тогда оркестр сыграл новую пьесу сербско-германского композитора Марко Никодиевича «Токката» («Разделение воды на небесную и морскую, день второй») и Четвертую симфонию Шостаковича. Прекрасно, что Курентзис выискивает по белому свету талантливых авторов и продвигает их систематично и настойчиво – как того же Марко или, допустим, крымчанина Алексея Ретинского. Но в данном случае событием большого, по крайней мере для меня, масштаба стало исполнение именно партитуры Шостаковича.

Я много раз слышал ее, но всякая попытка уловить глобальный смысл этого громадного, больше часа, симфонического рассказа заканчивалась провалом. Наверняка в том была прежде всего моя вина, но подозреваю, что и не всякий исполнитель с достаточной отчетливостью эту композиторскую сверхзадачу себе представлял.

Что случилось нынче? Возможно, мои мозги наконец поднакопили тот минимум нейросвязей, на который рассчитывал у своих слушателей Шостакович. Однако, как и в случае с балетами Стравинского – полагаю, главный шаг совершили музыканты. Они «просто» дали себе труд вслушаться в каждую из великого множества населяющих эту партитуру тем-образов. И получилась грандиозная картина жизни, состоящей из мириад отдельных маленьких жизней.

Порой, как в самом начале, направляемых некоей общей волей, двигающей их к строительству чего-то надчеловечески громадного, но по ходу дела неостановимо разбегающихся на отдельные потоки и ручейки, собрать из которых искомую утопическую махину, несмотря на все попытки «согнать» голоса в жесткие фугато, хоралы, марши, никак не удается. Сами же эти голоса чем дальше, тем больше окрашиваются горькой иронией, лишь время от времени смягчаемой робкими волнами лирики или образами детской непосредственности: ведь и в самом жестком из миров рождаются и растут дети... Но моменты просветлений недолги, даже птицеподобный флейтовый клич в выжженном лесу этой железной вселенной резок и бездушен.

А когда, кажется, все же грядет финальное успокоение – разражается чудовищный апофеоз. Да, это мажор, но страшнее любого минора: гармония найдена – но когда жить уже нечем. Не ключ ли тут ко многим более поздним шостаковичевским апофеозам, по поводу которых исследователи ломают копья – что хотел сказать композитор, какую победу утвердить: человека над разрушением или разрушения над человеком?

Четвертая вообще, как стало ясно, ядро громадного куста едва ли не всех следующих симфоний Шостаковича: Пятой, Шестой, Седьмой, даже Пятнадцатой (перкуссионный «стук костей» из 2-й части – не предслышание ли финала последней симфонической партитуры мастера?). И все это помогли услышать Курентзис с его коллективом.

Прекрасный, хоть и не самый щедрый на улыбки год прожили музыканты, играющие ТАКОЕ и ТАК. Подчас наверняка и страшный. Но сколько сделано, сколько езжено – наверное, никто больше из отечественных оркестров не совершал столько шагов навстречу аудитории в разных частях страны и мира. Имею в виду не только исполнения музыки, но и творческие лаборатории, мастер-классы, просветительские резиденции от российской Перми до швейцарского Люцерна. Да, эти концерты дороги в самом буквальном смысле – стоимость места в консерваторском партере нынче зашкаливала за 15 тысяч рублей. Но, во-первых, это Москва – в регионах расценки другие, во-вторых – разве качество и отдача musicAeterna меньше, чем, допустим, мастеров Большого балета или чеховского МХТ? Притом что те театры – государственные, а оркестр Курентзиса – независимый коллектив, зарабатывающий на жизнь сам.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5521
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5169
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...