Главная Культура 15:05 30 Декабря 2021 4878
Волшебная флейта Теодора Курентзиса

Оркестр musicAeterna устроил 2021 году роскошные проводы

Сергей Бирюков
Дирижирует Теодор Курентзис. Фото Александры Муравьевой предоставлено пресс-службой musicAeterna

В своем любимом Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис и его оркестр musicAeterna сыграли заключительную программу этого года – балеты Стравинского «Петрушка» и «Жар-Птица». Ощущение, будто с картинки в альбоме начала ХХ века сняли полупрозрачный шмуцтитул, и она засверкала природной яркостью красок.

Стравинского Курентзис в свое время играл немало, особенно в период активного освоения руководимым им тогда Пермским театром оперы и балета русского репертуара начала ХХ века. Но, во-первых, с тех пор прошло немало времени, во-вторых – одно дело звук театрального оркестра, пусть даже такого нерядового, из ямы во время спектакля, другое – концерт на лучшей академической сцене столицы уже в ранге самостоятельного симфонического коллектива с мощным международным признанием.

Эту музыку продвинутый слушатель знает едва ли хуже, чем, допустим, 40-ю или 41-ю симфонии Моцарта (кстати, тоже замечательно игранные musicAeterna в уходящем году). Кажется, дай в руки партитурную бумагу – по памяти запишешь близко к тексту этот начальный флейтово-кларнетово-валторновый гул, отвечающие ему «гармошечные» аккорды тутти, остро ритмованный перепляс деревянных и труб под эксцентричные акценты струнных… Но отчего именно в версии musicAeterna изображаемая композитором ярмарочная «шарманка» поскрипывает и посвистывает особенно натурально, флейта Фокусника реально заколдовывает внимание, а «Русская пляска» сражает прямо-таки пулеметной лихостью?

Наверное, отчасти дело в опробуемой сейчас дирижером расстановке музыкантов – террасообразно, так что одинаково хорошо слышны из любого места зала как концертмейстеры, так и шестые-восьмые пульты, а также весь тройной состав духовых от подпускающего смачные басы контрафагота до попискивающей за ту самую шарманку флейты-пикколо.

Но главное, думаю, все-таки в другом – в огромное работе, которую проделывают оркестр и его лидер на репетиционной базе, а догадываюсь, и у себя дома, потому что на одних репетициях до такой степени с музыкой не сживешься. Мне случалось присутствовать при том, как Теодор со своими подопечными готовился к выступлениям. Подобного вгрызания в смысл и технические детали текста я не наблюдал больше ни у кого. Не сомневаюсь – и на этот раз музыканты так же филигранно оттачивали все фортепианные выплески, выражающие страсти заглавного героя, покряхтывания английского рожка, символизирующего Мавра, бравады трубы, ассоциирующиеся с образом Балерины. С васнецовско-кустодиевской щедростью собирали воедино многокрасочную палитру финала «Петрушки»…

А потом, чуть завуалировав остроту контуров и смягчив грани – все-таки «Жар-Птица» на пару лет старше и «импрессионистичнее» своего младшего брата, – но с тем же неизменным любовным отношением к роскошной партитуре рассказали чудесную историю победы света над тьмой, подвигнувшую молодого Стравинского на первый в его огромной творческой жизни балет. Сорвав заслуженную овацию, поставили в программе точку, против которой вряд ли возражал бы и сам Игорь Федорович – экстазное адажио из «Щелкунчика» обожаемого им (и всем музыкальным миром) Чайковского.

Но закончить эту заметку о musicAeterna хочу все же другим сюжетом. Речь о недавней, тоже декабрьской программе, но выдержанной в совершенно ином тоне. Тогда оркестр сыграл новую пьесу сербско-германского композитора Марко Никодиевича «Токката» («Разделение воды на небесную и морскую, день второй») и Четвертую симфонию Шостаковича. Прекрасно, что Курентзис выискивает по белому свету талантливых авторов и продвигает их систематично и настойчиво – как того же Марко или, допустим, крымчанина Алексея Ретинского. Но в данном случае событием большого, по крайней мере для меня, масштаба стало исполнение именно партитуры Шостаковича.

Я много раз слышал ее, но всякая попытка уловить глобальный смысл этого громадного, больше часа, симфонического рассказа заканчивалась провалом. Наверняка в том была прежде всего моя вина, но подозреваю, что и не всякий исполнитель с достаточной отчетливостью эту композиторскую сверхзадачу себе представлял.

Что случилось нынче? Возможно, мои мозги наконец поднакопили тот минимум нейросвязей, на который рассчитывал у своих слушателей Шостакович. Однако, как и в случае с балетами Стравинского – полагаю, главный шаг совершили музыканты. Они «просто» дали себе труд вслушаться в каждую из великого множества населяющих эту партитуру тем-образов. И получилась грандиозная картина жизни, состоящей из мириад отдельных маленьких жизней.

Порой, как в самом начале, направляемых некоей общей волей, двигающей их к строительству чего-то надчеловечески громадного, но по ходу дела неостановимо разбегающихся на отдельные потоки и ручейки, собрать из которых искомую утопическую махину, несмотря на все попытки «согнать» голоса в жесткие фугато, хоралы, марши, никак не удается. Сами же эти голоса чем дальше, тем больше окрашиваются горькой иронией, лишь время от времени смягчаемой робкими волнами лирики или образами детской непосредственности: ведь и в самом жестком из миров рождаются и растут дети... Но моменты просветлений недолги, даже птицеподобный флейтовый клич в выжженном лесу этой железной вселенной резок и бездушен.

А когда, кажется, все же грядет финальное успокоение – разражается чудовищный апофеоз. Да, это мажор, но страшнее любого минора: гармония найдена – но когда жить уже нечем. Не ключ ли тут ко многим более поздним шостаковичевским апофеозам, по поводу которых исследователи ломают копья – что хотел сказать композитор, какую победу утвердить: человека над разрушением или разрушения над человеком?

Четвертая вообще, как стало ясно, ядро громадного куста едва ли не всех следующих симфоний Шостаковича: Пятой, Шестой, Седьмой, даже Пятнадцатой (перкуссионный «стук костей» из 2-й части – не предслышание ли финала последней симфонической партитуры мастера?). И все это помогли услышать Курентзис с его коллективом.

Прекрасный, хоть и не самый щедрый на улыбки год прожили музыканты, играющие ТАКОЕ и ТАК. Подчас наверняка и страшный. Но сколько сделано, сколько езжено – наверное, никто больше из отечественных оркестров не совершал столько шагов навстречу аудитории в разных частях страны и мира. Имею в виду не только исполнения музыки, но и творческие лаборатории, мастер-классы, просветительские резиденции от российской Перми до швейцарского Люцерна. Да, эти концерты дороги в самом буквальном смысле – стоимость места в консерваторском партере нынче зашкаливала за 15 тысяч рублей. Но, во-первых, это Москва – в регионах расценки другие, во-вторых – разве качество и отдача musicAeterna меньше, чем, допустим, мастеров Большого балета или чеховского МХТ? Притом что те театры – государственные, а оркестр Курентзиса – независимый коллектив, зарабатывающий на жизнь сам.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9361
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7058
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?