В Центральном Манеже завершилась одна из крупнейших выставок отечественного искусства за всю его историю. 280 картин из 51 музея, от Балтики до Дальнего Востока, от Поморья до Дагестана.
Шедевры Брюллова, Репина, Серова, Петрова-Водкина, Гончаровой, Дейнеки, Пименова... И при таком-то богатстве поражает почти полное отсутствие общественного отклика на нее. Уникальная по размаху выставка отечественного искусства прошла «галопом по Европам» – была открыта всего на три недели. Как такое могло случиться?
Очереди на вход периодически возникали, порой внушительные, особенно первое время, когда выставку посещали, говорят, до 10 тысяч человек ежедневно. Но потом поток спал, несмотря на то, что посещение устроители сделали бесплатным. И где шквал откликов: поток рецензий, телерепортажей да просто то «гудение» в публике, которым жила Москва во время ставшей уже легендарной выставки Валентина Серова?
А ведь экспозиция действительно уникальна. Во-первых, размерами. Для сравнения: в претендовавшей на эпохальность выставке «Некто 1917» в прошлом году Третьяковка собрала лишь 127 картин. Теперь экспонатов было вдвое больше. Во-вторых, огромен охват. Посетители могли видеть рядом великолепного Брюллова из архангельского объединения «Художественная культура Русского Севера» («Портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина») и чудесного Константина Маковского из Ульяновска («Боярышня. Чаепитие»), поэтичного Серова из Псковского музея-заповедника («Великая княжна Ксения Александровна») и одного из ведущих мастеров русского академического портрета XIX века Ивана Макарова из Дагестанского музея изобразительных искусств («Великая княжна Мария Александровна»).
Первоклассный Карл Брюллов прибыл из Архангельска
Приезд в столицу некоторых полотен из региональных музеев уже сам по себе событие. Например, таких знаковых для русского искусства, как «Курсистка» Ярошенко из Калуги, или «Портрет Леонида Андреева. Летний отдых» Репина из Омска, или «Олонецкий дед» Бориса Григорьева из Пскова. А глядя на «Портрет Надежды Сапожниковой» Фешина, прибывший из Казани, как было не вспомнить, что аналогичный сюжет того же художника ушел год назад на Sotheby’s за 3,5 млн фунтов. Вот какие ценности предлагались нынче публике в Москве – повторю, совершенно бесплатно.
Казанский «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина. Подобная вещь ушла в 2017 году на Sotheby’sза 3,5 млн фунтов стерлингов
Зато отстранились от выставки столичные музеи (я заметил только одно монументальное полотно Коровина «Базар у пристани в Архангельске» из Третьяковки). Устроители нашли выход: привезли авторские варианты «Автопортрета» Василия Тропинина из Саратова, картины Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Михайловича в Петергофе» из Рыбинска, васнецовского «Витязя на распутье» из Серпухова (по поводу последнего еще неизвестно, что считать копией, этот вариант или другой, знаменитый, из Русского музея, появившийся на свет пятью годами позже).
Нынешняя выставка в Манеже свела картины, когда-то «знакомые» друг с другом, а потом разлученные. Воссоединила полотна исследователя Волги Никанора Чернецова «Вид Нижнего Новгорода» из подмосковного музейного комплекса «Новый Иерусалим» и «Вид Ипатьевского монастыря» из Костромского музея-заповедника. Или женские портреты Ольги Розановой из Астраханской картинной галереи и Екатеринбургского музея.
В этом «уголке» Ольги Розановой встретились картины из Астрахани и Екатеринбурга
А еще устроила встречу» Ильи Машкова, автора пронзительного портрета художника Адольфа Мильмана, с волшебно светящимся натюрмортом самого Мильмана (первая картина приехала из Волгограда, а вторая из Казани). А какая драма проглядывает за творческой эволюцией самого Машкова, чьи официозные «Советские хлебы» 1936 года (Волгоград) поражают трагической сухостью после ярких работ периодов «Бубнового валета» и «Мира искусства»!
Есть женщины в русских селеньях! Чудесную «Метростроевку у бетоньерки» Александра Самохвалова привезли из Калининграда
Самая размашистая во времени перекличка – между иконой «Богоматерь Боголюбская» из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, встречавшей зрителей при входе, и отделенной от нее восемью столетиями картиной Бориса Лавренко «Русь» из Калининградского музея. На ней девчушка в белой рубашке, только что искупавшаяся в реке, излучает радость молодой жизни, а за рекой ей вторит своим спокойным вечным светом храм Покрова на Нерли. Который, напомню, построил в XII веке князь Андрей Боголюбский, увидев явление Божией Матери – сюжет той самой древней иконы…
Экскурсовод в рясе объясняет смысл картины Бориса Лавренко «Русь»
Так как же могло случиться, что столь грандиозную экспозицию привезли в Москву всего на три недели? Столько труда и денег затрачено на сбор и транспортировку работ ради мига… Практика показывает: чтобы стать событием, выставка подобного масштаба должна работать не меньше 3–4 месяцев.
Проект стал частью XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства». Патриарший совет по культуре – вот кто главный инициатор экспозиции (в партнерах – Минкультуры и московское правительство). Те, кому были доверены огромные деньги и возможности, похоже, не слишком заботились о серьезной общественной отдаче. Печально.