В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера», посвященная русскому музыкальному театру XVIII столетия, становлению которого немало способствовала императрица.
О Екатерине II как театральном деятеле говорят незаслуженно мало. Между тем, императрица не только с удовольствием смотрела спектакли, но выступала в качестве драматурга и оперного либреттиста, решала, кого из композиторов, декораторов, театральных архитекторов и оперных звезд пригласить к своему двору. У оперной труппы ее величества был прекрасный оркестр, чуть ли не самый большой в Европе хор, а капельмейстерами по очереди перебывали практически все тогдашние итальянские знаменитости – Винченцо Манфредини, Бальдассаре Галуппи, Доменико Чимароза, Джованни Паизиелло и Джузеппе Сарти. Но главное, Екатерина видела в театральном искусстве, и прежде всего в оперном, верное средство к улучшению нравов ее подданных и совершенствованию государственного устройства.
За тридцать четыре года пребывания на троне, Екатерине удалось не только превратить Петербург в одну из музыкальных столиц Европы, но и сделать оперу эффективным политическим инструментом, а потому трудно было найти для выставки, ей посвященной, более точное и ёмкое название. Русский XVIII век назвал театрократией известный историк театрального искусства Николай Евреинов – настолько мощным было проникновение театра во все сферы жизни, как частной, так и общественной. Для музея-заповедника «Царицыно» выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера» стал первым проектом такого масштаба – помимо двадцати семи ведущих российских музеев, начиная с Эрмитажа и заканчивая Останкином, в нем приняли участие Большой театр и театр «Новая опера», а также национальная премия «Золотая маска» и фестиваль-школа современного искусства «Территория».
«Мы все, – признается Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно», – вдохновлены XVIII столетием. Для нас это не далекое прошлое, а время, в котором можно обнаружить немало параллелей с XXI веком. Связь времен не всегда очевидна, тем увлекательней ее отыскивать. Царицыно многие воспринимают как театр каменной и ландшафтной архитектуры – этот ансамбль должен был стать яркой иллюстрацией «сценических» замыслов Екатерины II. А значит, живой театр рано или поздно должен был проявить себя в этом пространстве. Это и определило необычный для нас театрально-выставочный формат проекта. «Театрократия» – это попытка показать масштаб власти театра и театра власти в России XVIII века. Наш музей открывает для себя новый мир – мир перформативных искусств, и эта выставка – только начало».
Личность Екатерины Великой предстанет перед посетителями сразу в нескольких, на первый взгляд, взаимоисключающих ипостасях – автора и цензора, режиссера и критика, зрителя и, говоря современным языком, политтехнолога. А само оперное искусство будет, подобно магическому кристаллу, переливаться самыми разными гранями – опера как иллюзия и способ воспитания, как удовольствие и политика, как страсть, дом и даже… смерть. Прижизненные издания оперных либретто, сочиненных самой императрицей, редко покидают библиотечные фонды, но для «Театрократии» было сделано исключение. Печатались они без имени автора на обложке, но, разумеется, оно ни для кого не было секретом, и счастливые обладатели аккуратно выводили его на титульном листе. Можно взглянуть и на «первоисточники», писанные рукой Екатерины, и на эскизы костюмов и декораций к спектаклям, по ним поставленным, в том числе и никогда прежде не экспонировавшиеся. Предметов уникальных в экспозиции немало. К ним можно причислить и костюм, который некогда носил светлейший князь Григорий Потёмкин: в середине XIX века по распоряжению императора Николая I Мариинскому театру был передан обширный гардероб вельможи, где эти роскошные наряды верой и правдой прослужили вплоть до начала 70-х годов прошлого века.
Но самым необычным «экспонатом» стал VR-спектакль режиссера Михаила Патласова при участии дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica, в основу которого легли исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II. В спектакле собраны редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, исполненные по подлинным партитурам в аутентичной манере. Многие из них прозвучат в России впервые за два с половиной века. Роль Екатерины Великой исполнила Ингеборга Дапкунайте. По окончании проекта спектакль войдет в постоянную экспозицию музея.
Вообще «Театрократия» – не только выставка, но и полноценный оперный фестиваль. Здесь будет работать образовательный кластер «Новая опера» («ОКНО»), задача которого приобщить к оперному искусству юных слушателей, начиная с самых маленьких. При участии агентств TheatreHD и OperaHD пройдет серия кинопоказов и обсуждений оперных шедевров, поставленных в лучших театрах мира – Метрополитен-опере, Королевской опере, Ла Скала и др.