
Ответ вроде бы на поверхности. Звезды шоу-бизнеса летом не выпускают альбомов, а больше кормят публику пляжными фото в социальных сетях. Гастрольная жизнь их тоже сосредоточивается вокруг теплых побережий, где расслабленные курортники готовы кушать все, что подано. Несколько раз за лето поп-звезды собираются вместе на выездных фестивалях — «Новая волна» в Сочи, «Жара» в Баку, «Рандеву Лаймы Вайкуле» в Юрмале. И выходят те встречи до боли похожими друг на друга.
Нет, фестивали вроде даже конкурируют между собой, борясь за зрительское внимание. Та же «Новая волна» долгое время проходила в Юрмале, а потом по политическим причинам переехала в Сочи. Свято место пусто не бывает: из дружеских посиделок у Лаймы Вайкуле вырос фестиваль, и туда, в страну НАТО, охотно приезжают российские артисты — те, кто не под санкциями. Туда же стекаются музыканты из Украины и Грузии, отказавшиеся от гастролей в России. А на бакинскую «Жару» ее инициатор, бизнесмен и певец Эмин Агаларов приглашает своих друзей — состав участников во многом совпадает со списком дуэтов Эмина или афишей концертного зала Crocus City Hall, принадлежащего семье Агаларовых.
Впрочем, несмотря на политические и прочие интриги, сходства у летних фестивалей больше, чем различий. Включив телевизор и попав случайно на телеверсию фестивальных концертов, вы вряд ли сможете определить, в каком году это снималось. Это как с новогодними шоу: они все будто застыли во времени, год за годом являя зрителю одни и те же лица, шутки, песни. Басков, Киркоров, «А-Студио», пара бенефисных концертов кого-то из звезд, обычно юбиляров...
Между тем «Новая волна» когда-то задумывалась как конкурс талантов, и в первые годы победа юного дарования немало для него значила — лауреат получал известность (хотя порой и недолгую) и почетную строчку в резюме. Сейчас конкурс тоже есть, но зачастую выглядит досадным дополнением к приятной тусовке. Победителей последних лет практически никто не помнит. Фестивали же выглядят междусобойчиками, где никто совсем не заинтересован в появлении «молодой шпаны, что сотрет их с лица земли». Новые лица порой мелькают, но чаще это подопечные все тех же старожилов нашей эстрады, наоткрывавших продюсерские центры.
Исследования давно показывают, что телевидение теряет свое влияние — зрители уходят в интернет с его многообразием точек зрения по тем или иным поводам. Подобная тенденция грозит и поп-фестивалям, которые не желают меняться и пытаются доказать публике, что других кумиров у нее нет и быть не может до скончания веков.
Конечно, среди телезрителей всегда найдутся те, кого удовлетворяет навязываемая им реальность. Но таких будет становиться все меньше и меньше, ибо интернет являет другие песни и других исполнителей — более свежих, дерзких и свободных. Уже сейчас чарты по количеству прослушиваний «ВКонтакте» или «Яндекс.Музыки» практически не имеют пересечений с тем залежалым музыкальным ассортиментом, что звучит на фестивалях. Причем в Сети слушают не только рэп — там есть и своя поп-музыка, и панк, и дэнс, а путь от десятков тысяч скачиваний до реальных гастрольных туров по десяткам городов стал очень коротким.
Еще пара-тройка лет — и звезды, собравшиеся на свой привычный уютный фестиваль, могут обнаружить, что концертная площадка занята Тимой Белорусских, Матрангом, Verbee или кем-то еще из новых героев, имен которых мы пока не знаем.