Второй этаж. Курящий зал. Народу не очень много, сидят в мягких креслах, расставленных по периметру. Кто-то беседует, кто-то читает книгу.
Входит компания мужчин: один худощавый, высокий, трое низеньких, плотного телосложения. Всем на вид около 35, громко разговаривают.
Выбирают столик рядом с благополучной семейной парой средних лет. Спорят о том, как рассесться, суетятся, как бы невзначай задевают локтями и задами соседей.
Потом они выпьют чайник чая на всех и уйдут, а соседняя пара через некоторое время обнаружит пропажу двух кошельков. На тот случай, если они хватятся своих вещей и заподозрят в краже мужчин, один из них исчез из кафе задолго до ухода всей компании — якобы ему позвонили и срочно
Разумеется, краденое он прихватил с собой.
После этого случая мы попытались подговорить коллег вместе следить за карманниками.
— Вы совсем дуры? — возмутились такому предложению две
Пришел поесть — прячь деньги
От воровства в ресторанах и кафе столицы нет спасения. Карманники орудуют и в сетевых кофейнях, и в дорогих заведениях со средним чеком за обед в 10–15 тысяч рублей.
В конце августа — редкий случай — карманники были пойманы за руку в одном из московских ресторанов.
«К нам, например, недавно тоже заходили карманники. Но их заметили официанты, сообщили в милицию — карманников поймали», — говорит московский ресторатор Дмитрий Борисов (
Схема почти везде такая же, как мы описали выше. А неуловимость карманников объясняется не только их ловкостью, но и тем, что во многих ресторанах персонал действует в сговоре с жуликами, получая за это либо часть краденого, либо просто повышенные чаевые.
«Обычно официанты знают в лицо этих людей и могут позвать менеджера и охранника, даже если есть сомнения. Человек, который ничего не замышляет, не будет против, если недалеко от его стола встанет охранник, а вот вор испугается. А официантам или менеджерам, которые пособничают ворам, дорога в тюрьму, таких нужно сразу увольнять», — считает ресторатор Леонид Гарбар («Строганов Стейк Хаус»).
Стандартные средства защиты и безопасности с карманниками почти не работают. Камеры наблюдения не фиксируют сам процесс воровства. Карманники на то и карманники, чтобы делать свое дело незаметно.
«У нас есть камеры наблюдения. Но от них не очень много пользы. Профессиональные карманники действуют так, что ни одна камера этого не зафиксирует. Они помогают только в том случае, если
Охрана тоже малоэффективна. У сотрудников частных агентств нет полномочий для задержания преступников. Они могут только попросить подозрительных людей покинуть заведение.
При попытке захвата вора сами охранники нарушат закон и могут загреметь в ближайшее отделение милиции. Однако при правильной организации работы частная стража может предотвращать кражи еще до того, как они случились. Этого можно добиться, если официанты и служба безопасности будут работать слаженно.
Официанты, как правило, знают карманников в лицо или быстро понимают, что
Таких опытные официанты сразу вычислят просто по поведению. Если официант сразу же даст знать охране, а та свяжется с милицией, кражу удастся предотвратить или раскрыть по горячим следам.
Но возможно это только в тех местах, где персонал тщательно подбирается и у сотрудников нет желания вступать в сговор с преступниками.
«В любом кафе должны быть охранники, к которым может обратиться любой потерпевший. Есть тревожная кнопка, милиция — средств борьбы с карманниками много. Но самый эффективный — это хорошие, честные сотрудники. У нас набором персонала занимается целый отдел, проводятся собеседования, в результате которых отбираются только лучшие», — уверен Дмитрий Борисов.
В сети кофеен «Кофемания» также основной упор делают на подготовку персонала, однако исполнители на местах считают, что нельзя снимать вину и с самих посетителей.
«Разумеется, бывали карманники и у нас, и персонал практически всегда знал, кто это. Плюс карманника всегда видно по поведению: выбор стола, размещение стула, на предложение сделать заказ такие люди обычно отвечают, что ждут друга, и многие другие мелочи, — рассказал „Труду“ менеджер одной из кофеен Борис (имя изменено). — Как правило, в данном случае официант, на чьей позиции „работал“ данный субъект, немедленно предупреждался об этом, далее один из охранников выставлялся непосредственно на прямой видимости карманника, обычно тут же у него пропадало всякое желание
Есть системы безопасности и в «Шоколаднице».
«Наши сотрудники имеют четкие инструкции, что делать при возникновении ситуаций, связанных с противоправными действиями в отношении наших посетителей», — озвучил официальную точку зрения специалист отдела операционной безопасности и контроля сети кофеен «Шоколадница» Дмитрий Папсуев.
«Необходимо немедленно вызвать милицию, а до приезда наряда обеспечить безопасность посетителей всеми возможными законными способами, в том числе предупредить посетителя, что его вещи могут быть похищены, воспрепятствовать уходу лица, совершившего кражу. В любом случае действия наших сотрудников в кафе не могут иметь агрессивный характер, поскольку они не являются сотрудниками правоохранительных органов», — заявил «Труду» представитель «Шоколадницы».
Четкие инструкции, без сомнения, есть, но в головном офисе компании, видимо, не представляют, что происходит на местах.
«Глаза выколю, чтобы не хлопала»
Прошло две недели с начала нашей работы в «Шоколаднице» на Тверской. В один из дней
За столиком снова много мужчин, они шумят и гремят стульями. Маленький заказ для большой компании и много суеты — один из верных признаков, что гости — карманники. Тем более если за соседним столиком — двое респектабельных мужчин с дорогими кейсами.
«Мужчина, уберите чемодан», — говорит официантка Гузель одному из посетителей, оказавшихся в неудачном соседстве с шумной компанией.
Она уходила за заказом, а когда вернулась, увидела, что дорогой кейс медленно, но верно двигается к карманникам. Теперь он уже стоит в проходе. Поэтому теперь специально прошла с подносом между столиками посетителей и карманников. Хозяин чемодана опомнился и переставил свои вещи подальше от подозрительных типов.
Через несколько минут карманники попросили счет. Гузель подошла взять счет, тогда один из них — мужчина лет 30 — наклонился к самому уху и прошипел:
— Тебе жить надоело? Да я тебе язык отрежу!
Его фразы сопровождались отборным матом.
— Ты сам понимаешь, что делаешь?
— Я, так же как и ты, работаю. Мне тоже детей кормить
— Это не выход.
— У него их и так много. Думаешь, честные? Ничего, если поделится. А тебя, если еще хоть раз пискнешь, найду и покалечу. Глаза выколю, чтобы не хлопала.
Они ушли.
Обращаться к менеджеру Гузель не стала.
«Что он сделает? Милицию вызовет? — взволнованно рассказывает она. — А потом меня по дороге домой „случайно“ встретят друзья карманников. Говорил он серьезно или просто пугал, я проверять не захотела».
Когда через две недели все та же ватага карманников вернулась, Гузель ушла работать в другой зал.
300 рублей за молчание
Наша первая встреча с карманниками не заставила себя долго ждать. Это было примерно на вторую неделю работы.
— В зале карманники, аккуратнее, — говорит мне официантка.
— Может, позвать менеджера?
— Нет. Тихо, никому ничего не говори.
В кофейне есть правило, установленное одним из первых лиц: не вмешиваться в дела карманников.
Даже если ты
Смысла поднимать шум нет. Поймать карманника за руку удается редко, а задержать его до приезда милиции «для выяснения обстоятельств» охранники не имеют права. А приезд милиции — не самое приятное для имиджа кофейни событие. Для официантов появление карманника означает прибавку к
Мы попытались пожаловаться менеджеру, но он был категоричен:
— Не вздумай, нам тут не нужны скандалы. И покалеченные официантки тоже не нужны. Начнешь бузить — уволю сразу, для твоего же блага. Будешь жаловаться — ничего не докажешь, а работы лишишься. Да и кому жаловаться, директор тоже в курсе.
Тут я поняла: все, что я могу сделать, — это тихо подсказать посетителям внимательнее смотреть за своими вещами. Желательно так тихо, чтобы этого не услышали сами воры.
Еще через неделю я работала на втором этаже, в курящем зале. Там карманники появлялись чаще, чем в некурящем. Наверное, нервничают, ожидая подходящего «клиента», а тут покурить можно.
Официант обязан подавать меню всем посетителям независимо от того, как они выглядят и что известно о них в кофейне. Их было трое, я принесла три меню. Но они, как обычно, заказали маленький чайничек чая.
Двое из них старались беседовать о
Потом я забегалась: подать меню, убрать посуду, принести заказ. Карманники не бывают единственными посетителями. Они всегда приходят в час пик. Часа через полтора они попросили счет. Я уже не помню, какими деньгами они расплачивались, ждали ли сдачу.
Знаю, что оставили на чай 300 рублей. В «Шоколаднице» такие чаевые — редкость. Особенно если сумма заказа — 149 рублей. Почти всегда «плата за молчание» колеблется от 1 до 3 тысяч рублей.
Не герои
Официантам в таких условиях лучше не играть в героев.
Один из милиционеров Владимир (имя изменено), работающий в отделении милиции в ЦАО, заявил «Труду»: «Мы знаем, где они работают, как они работают, но сделать с ними ничего не можем. Заявление писать бессмысленно, потому что найти карманника почти нереально. Держите вещи при себе — вот все, что можно посоветовать. А говорить о воровстве или нет — личное дело каждого, и риск тоже».
В службе безопасности сети кофеен «Шоколадница» о проблеме с карманниками знают и стараются с ними бороться, но признаются: «Профессиональные карманники работают так, чтобы их невозможно было определить и тем более уличить в краже. Поэтому мы уделяем большое внимание профилактике преступлений, советуем нашим посетителям быть более внимательными, следить за имуществом», — объясняет Дмитрий Папсуев из отдела операционной безопасности и контроля сети кофеен «Шоколадница».
Действительно, на стенах кофеен расклеены объявления, что посетители должны следить за своими вещами, а администрация не несет за них ответственности. И правда ведь не несет.
Опрос: Обворовывали ли вас в кафе и ресторанах?
Марианна Манукян, студентка:
— В кафе у меня украли телефон. Я занималась английским с преподавателем. Встречались мы обычно в «Кофе Хауз». В тот день мы увлеченно беседовали, телефон лежал на противоположном конце стола. Вокруг нас вертелся мужчина: никак не мог определиться со столиком. А потом телефон пропал.
Никуда обращаться я не стала.
Даша Лебедева, курьер:
— Мы с моим молодым человеком уже собирались уходить из кафе «Кофеин», я собрала вещи, а телефон выложила на столик, чтобы позвонить. Тут в кафе зашел странный мужчина в кепке и спортивном костюме. Я еще тогда подумала, что странно он тут смотрится. Мой молодой человек уже встал, наклонился меня поцеловать — на две секунды столик остался без внимания. Телефон исчез. Очень странно, что охранники заведения оставили без внимания человека, который так явно выделялся.
Юлия Далидович,
— Лично у меня вещи в кафе не воровали. Но я видела, как работают карманники. Дело происходило в
Как распознать карманника
- 1. Жулики всегда приходят большой компанией и занимают стол в центре зала. Это, как правило, хорошо одетые мужчины 35- 40 лет. С этой точки им легче следить за всеми посетителями, а они сами не вызывают подозрений.
- 2. Мужчины громко разговаривают между собой, активно жестикулируют, «случайно» задевают соседей за другими столиками. Ходят по залу и говорят по телефонам. Одновременно преступники выбирают жертву.
- 3. Обычно карманники заказывают один чайник чая на всех. Чай пьют долго, чайника хватает на несколько часов. Во время чаепития и происходит кража: у гостей за соседними столиками вытаскивают кошельки или воруют сумки.
- 4. Если один из шумной компании пошел на выход, можете быть уверены, что
кто-то уже лишился денег. Остальные участники чаепития остаются на своих местах ещекакое-то время, потом тоже покидают ресторан.