Главная Культура 00:01 30 Июня 2023 4693
«Никто не может отменить Чайковского»

О спасительной силе музыки члену жюри конкурса имени великого русского композитора, легендарному китайскому пианисту Лю Шикуню известно больше, чем многим из нас

Сергей Бирюков
Лю Шикунь на Первом конкурсе имени Чайковского в 1958 году. Фото из коллекции Музея-заповедника Чайковского в Клину

Конкурс Чайковского — всегда сильное переживание для тех, кто не мыслит своей жизни без классической музыки. По отношению к нынешнему соревнованию, итоги которого мы узнаем буквально через несколько часов, это верно вдвойне. Мало того, что в сложившейся в мире ситуации кое-кто пытался низвести это начинание с громадной историей и авторитетом до уровня конкурса-изгоя. Но уже прямо в дни состязания внутри нашей страны случились события, угрожавшие перечеркнуть не только эту, но тысячи других добрых инициатив...

«Чайковский» не просто устоял — продолжавшая звучать со сцен в Москве и Петербурге великая музыка Бетховена, Шопена, Листа, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, конечно, самого Петра Ильича в талантливом исполнении молодых артистов со всего мира помогла сберечь в сердцах истинный масштаб ценностей. А кому на нынешнем конкурсе этот масштаб открыт полнее, чем члену жюри, лауреату Первого конкурса 1958 года китайскому пианисту Лю Шикуню, 65 лет назад лишь на несколько баллов отставшему от легендарного победителя Вана Клиберна и разделившему с нашим Львом Власенко вторую премию?

— Господин Лю, представим: вдруг того конкурса в вашей жизни бы не было. Что тогда?

— Она сложилась бы совершенно по-другому.

— Вы ведь пришли на состязание студентом Московской консерватории, учеником Самуила Фейнберга — одного из крупнейших русских музыкантов XX века, продолжателя традиций Скрябина и Гольденвейзера, первым в нашей стране записавшего весь «Хорошо темперированный клавир» Баха.

— Самуил Евгеньевич научил меня тому, что каждое исполняемое тобой произведение — важная ступень твоего роста. И пианистического, и человеческого. Я в его классе заиграл на совершенно другом уровне по сравнению с тем, какого достиг во время первых моих занятий дома.

Коридоры Московской консерватории так знакомы ее воспитаннику. Фото предоставлено пресс-службой конкурса имени Чайковского

— Подружились вы тогда с вашими коллегами-соперниками?

— Очень! Конечно, мы с Ваном Клиберном представляли весьма разные страны, отношения между которыми были, мягко говоря, прохладными. Но после конкурса мы не потеряли друг друга из виду. К примеру, уже в последнюю пору своей жизни, когда Клиберн задумал создать фонд поддержки классической музыки, он позвал меня посодействовать идее. Что же касается Власенко, то по приглашению Льва Николаевича я работал в жюри X Конкурса Чайковского, где он председательствовал. К сожалению, ответить другу взаимностью я не успел: послал ему такое же приглашение на китайской конкурс, но он заболел и вскоре умер.

— В жизни наших стран бывали весьма драматические периоды. Так, во время китайской «великой культурной революции» вы оказались в заключении. У нас в то время ходили ужасные слухи, будто вам поломали руки, чтобы вы больше не играли «буржуазную западную музыку». К счастью, до такой крайности не дошло, но и того, что случилось, хватило бы, чтобы сломать человека как личность и профессионала. Что помогло выстоять?

— Пять лет у меня не было возможности играть. Для любого пианиста это трагедия. Но я мог тренироваться мысленно, ведь память сохранила и музыку, и ощущения пальцев. Я понимал: моя главная задача — выжить и сберечь здоровье. Это удалось, и, когда я вышел на свободу, сразу заиграл так, будто перерыва не было вовсе.

— В последние десятилетия Китай достиг грандиозных успехов в самых разных областях, в том числе в музыке. Хотя одно время у нас посмеивались: пальчики-де у китайских виртуозов бегают резво, но смысла в их игре мало. Сегодня от китайских конкурсантов мы слышим глубочайшие интерпретации Бетховена, Прокофьева, Стравинского... Как удалось совершить такой рывок?

— У нас очень много детей учатся музыке, родители считают это важным. Немало и тех, кто обучается за границей, в том числе в России. Все они прекрасно информированы о том, что делается в мировой музыке. Вот и сейчас в Москве со мной 10 учеников моей консерватории в Сянгане — они не конкурсанты, а просто приехали послушать конкурсные выступления, набраться опыта.

— Денис Мацуев — уж не знаю, в шутку или нет — говорит, будто в Китае сейчас обучаются игре на рояле 100 млн человек.

— Конечно, это шутка, но таких людей с гарантией больше 10 млн. А точную статистику никто не вел.

— Обратить столь массовое внимание на мировую музыкальную классику было решением Коммунистической партии или этот интерес возник в самом обществе?

— Китай — свободная страна, и то, что люди интересуются мировым культурным богатством, идет, прежде всего, из самого народа. Другое дело, что профессионалы охотно ответили на это. Например, у моей консерватории десятки филиалов по всему Китаю, и там работают, в частности, русские учителя.

— У нас сейчас спорят, вправе ли педагоги проявлять строгость и требовательность по отношению к своим ученикам. На Западе ведь нынче модно считать, будто любое принуждение в учебе недопустимо...

— А как, скажите, без строгости объяснить ребенку шести-семи лет (многие же начинают учить детей и с трех лет), что без дисциплины и прилежания таким сложным искусством, как музыка, не овладеешь? Другое дело, что у всякой строгости главным мотивом должна быть доброта и желание ребенку счастья.

— Простите за личный вопрос, но я прочел, что вашей младшей дочери два года.

— Так оно и есть.

— От души поздравляю! Она уже демонстрирует интерес к музыке?

— Очень активный! Когда слышит чью-то игру, отбивает ритм — и весьма точно.

— А старшие дети какие специальности предпочли?

— Все пошли в бизнес и крупные компании. Никто из них не стал музыкантом.

— Возвращаясь к нынешнему конкурсу — он проходит в такой непростой момент истории и вопреки стольким обстоятельствам. Как считаете, может ли музыка сделать сегодняшний мир, где все больше угроз, бряцания оружием и все меньше гармонии, хоть немного лучше?

— Безусловно. Музыка — мировой язык. Композиторы любой страны сочиняют не только для тех, кто живет непосредственно рядом с ними. Например, Чайковского знают и любят во всем мире. Даже в Америке, которая в политике противостоит России, никому не приходит в голову «отменить» Чайковского. Правда, Международная ассоциация музыкальных конкурсов дистанцировалась от конкурса его имени, но я не считаю это правильным шагом. Соревнование молодых музыкантов — не политическое, а чисто культурное событие. Поверьте, искать врагов мира надо не среди тех, кто выступает на Конкурсе Чайковского и слушает эти выступления...

Получить награду из рук самого Шостаковича — такое не забывается никогда. Фото из коллекции Музея-заповедника Чайковского в Клину

Вы можете мне возразить: ну как же не политическое событие, если конкурс 1958 года несколько раз посещали Никита Хрущев, другие советские лидеры. Но это было как раз от желания сделать международную обстановку более безопасной и человечной, а такое намерение можно только приветствовать. И конкурс провели на высочайшем уровне, отобрав на него участников, большинство из которых уже были обладателями первых премий других конкурсов. И добились своего — авторитета конкурс достиг высочайшего. Клиберна по возвращении из Москвы встречали как национального героя, на улицы Нью-Йорка вышли больше миллиона человек!

— Да, Клиберн был всеобщим любимцем. А что он сказал вам тогда, во время вашей последней встречи в Америке?

— Его очень тревожило, что на Западе падает интерес к классической музыке. Он даже попросил меня добиться встречи с президентом Соединенных Штатов и рассказать ему об этой беде. Я возразил: это тебе надо встречаться с президентом твоей страны. Он усмехнулся: ты же видишь, я болен... Он действительно в ту пору уже не вставал с инвалидного кресла. И та просьба, конечно, отчасти была шуткой. К сожалению, очень грустной.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5527
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5176
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...