Почему? Об этом «Труд» попросил высказаться известного композитора, автора как песен, так и оперных, симфонических произведений, а также киномузыки («Бумбараш», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Собачье сердце»).
Можно порадоваться за бабушек: людей посмотрели, себя показали. Но их милое выступление вступает в жуткое противоречие с той массовой истерией, которую демонстрировали СМИ. Бабушки пели, а ТВ визжало. Это неловко. «Организуя» такие триумфальные поводы, мы относим себя к странам даже не третьего, а двадцать третьего музыкального мира.
Кстати, подобные ансамбли открыл еще Дмитрий Покровский (знаменитый фольклорист, композитор, дирижер, руководитель коллектива, в
Хорошо, что поющие «бабушки» есть и сегодня: людям, слава богу, во все эпохи хочется собираться вместе и петь, и они это делают. Кстати, не по воле политиков или Минкультуры, а исключительно от души. Но надо отдавать себе отчет в том, что музыкальный уровень таких коллективов снижается: это, увы, уходящая культура. И следующее поколение старушек едва ли сохранит даже тот уровень, что продемонстрировали бабушки из Буранова.
Что касается современной популярной песни, особенно в том ее виде, который культивирует «Евровидение», то очевиден процесс, который я бы назвал крушением мелодии.
Скажу больше: массовое крушение мелодии означает серьезные глубинные деформации в человеческой психике, и это уже тревожный не только музыкальный, но общественный симптом. Не зря о массовой музыке как о мощном средстве общественного влияния (и кстати, как о средстве американского влияния на мир) говорил такой искушенный политический деятель, как Збигнев Бжезинский.
Привело же к этой деформации явление, обозначаемое словом «формат», причем «малый». Дело не только в засилии трехминутных композиций, привыкая к которым человек лишается способности воспринимать более масштабную музыкальную мысль. Огромным массам населения предлагается все большая примитивизация музыкального языка, радио- и телестанции боятся напрячь слушателя
Где выход? Он мне видится в одном: если талантливые и ответственные композиторы начнут создавать принципиально другой «формат», возвращая нашей песне подлинное, а не лубочное разнообразие и размах. Правда, вижу, что те же прекрасные песенники Давид Тухманов, Максим Дунаевский, Эдуард Артемьев, Марк Минков предпочитают работать в крупной форме — симфонической, оперной, мюзикловой. А от эстрадного формата они уходят, потому что тот деградировал так основательно, что кажется почти неремонтируемым…