Заметим, что в 2004 году к нам было ввезено 400 тысяч готовых машин, и на российских заводах из заграничных комплектующих собрано еще 128 тысяч. На их приобретение граждане потратили почти 8 млрд. долларов. А по прогнозам в 2010 году россияне потратят на покупку автомобилей 31 млрд. долларов. За такие деньги не прочь побороться многие производители.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко доложил президенту, как именно Белый дом собирается заменить сегодняшний поток иномарок на инвестиции в отечественный автопром. По плану правительства, западные концерны получат льготы на ввоз комплектующих для сборки машин в России. Премьер уже подписал постановление, по которому пошлины на компоненты в мае будут снижены с 12 до 3 - 5 процентов, а для отдельных узлов и вовсе отменены.
Для тех, кто откроет сборочные производства, обещают целый набор налоговых преференций. Но есть и обязательства. На первом этапе (полтора года) инвестор должен основать в России конвейеры по окраске, сварке и сборке автомобилей. При этом мощность заводов должна быть не менее 25 тысяч машин в год. Для производителей, которые будут строить собственные заводы с нуля, срок первого этапа увеличат.
На втором этапе с иностранцев потребуют организовать на месте выпуск комплектующих. Спустя 3,5 года клеймо "Сделано в России" должны иметь 10 процентов деталей, через 5 лет - 20, через 6 лет - 30 процентов. Такая схема производства будет применяться для изготовления даже крупных узлов - например, двигателей. А чтобы у иностранцев не возникло соблазна ввозить по льготной схеме запчасти для продажи, на них сохраняются действующие пошлины.
По расчетам Минпромэнерго, программа решает несколько задач. Потребители получат хорошую машину, инвесторы - прибыль, а российские автозаводы - заказы на комплектующие. Кроме того, химики, металлурги, электронщики будут подтягиваться под требования и объемы авторынка, то есть будут развиваться вместе с ним. Плюс, конечно, налоги и новые рабочие места с приличной оплатой труда.
Отечественные автозаводы Христенко успокоил прогнозом: доля наших машин на рынке сохранится на уровне 1 млн. штук в год. Впрочем, эта цифра вряд ли их обрадовала, ведь в 2004 году наши предприятия выпустили на 250 тысяч автомобилей больше. Получается, мощности российской автоиндустрии все-таки придется сокращать? А рынок в целом растет: в 2010-м продажи ожидаются на уровне 2,6 - 2,8 млн. машин в год, а это 31 млрд. долларов.
Российские, понятно, автопромышленники считают, что привлечение западных концернов подорвет позиции отрасли. В качестве альтернативы они, в частности, предлагают повысить пошлины на ввоз новых иномарок. Так в свое время поступил Китай, где сейчас бурно развивается автомобилестроение на совместных предприятиях. Лоббисты от автопрома считают, что у нас иностранные производители и без снижения пошлин быстро наращивают свое присутствие. Так, в прошлом году количество иномарок российской сборки в общем объеме выпущенных машин выросло до 12 процентов - против 5,3 процента в 2003 году. Но опыт свидетельствует, что барьеры на границе обновлению модельного ряда автопрома мало способствуют, а вот по карману покупателя бьют очень чувствительно. И если правительство согласится повысить пошлины на новые иномарки, то сначала подорожают они, а следом, как уже бывало, подтянутся цены на наши машины. Что же касается китайского опыта, то он к нашему рынку неприменим, так как до автомобильного бума в Поднебесной некого было защищать - страна не производила легковые автомобили.
Скорее всего, правительство оставит без внимания доводы лоббистов. Тем более что либерализация автомобильного рынка является одним из требований на переговорах по вступлению в ВТО. Поэтому стимулирование правительством сборочного производства может оказаться тем редким случаем, когда совпадают интересы власти, бизнеса и народа. Ведь покупатели получат возможность приобретать качественные и недорогие автомобили. Плюс новые рабочие места.